В фильмах Балабанова не было русской души…

Алексей Балабанов
Под маркой журнала «Сеанс» вышла книга «Балабанов» о режиссёре Алексее Балабанове, главном русском режиссёре и интеллектуальном русском националисте, в которой покойному режиссёру немножко «заткнули рот»: важные слова, взгляды, ключевые высказывания Балабанова о себе и своих фильмах опущены. В этом нет беды, ведь за Балабанова говорят его картины. Беда в том, что главный мэсседж книги в том, что Балабанов не националист, что нет в его фильмах никакой русскости и, иcходя из логики авторов, никаких русских вообще не существует.  Слово кинокритику Алексею Юсеву:

На наших глазах происходит уже не становление, но навязывание мифа, что бытовой антисемит Балабанов никакой не националист, а фильмами «Брат» он предвидел путинский нефтяной патриотизм. И уже никто не вспоминает (а молодежь и не знает), что если бы не успех Данилы Багрова, то и у Путина никогда бы мы не услышали про «мочить в сортире». И Сельянов бы не поднялся без успеха «Братьев» и не навязал нашему кино патриотическое русло, что хаваем постоянно. Кстати, нарыл интересную веху в отношении этого продюсера — документальный фильм «Русская идея»(1995), где патриотизм уже налицо. Кино снято на Михалковской киностудии, а сценарий писал кинокритик — муж главного редактора «Сеанса».

Очень редко, когда я пишу, ощущаю что, возможно, преступаю моральную грань. В данном случае у меня тоже были подобные мысли, учитывая смерть режиссера. Но погрузившись в ад лицемерия, которое развели люди, ответственные за книгу, я убедился в правильности своего шага. Я даже не боюсь, что если вдруг меня внезапно не станет, получить эпитафию в виде порицания. Гораздо сложнее мне соседствовать в этом мире с их ложью и молчать.

Предисловие из ЖЖ Алексея Юсева к статье для сайта Rabkor.ru

Может быть и хорошо, что скороспелый труд редакции «Сеанса» вышел вот именно таким, каким вышел — лицемерным и псевдоинтеллектуальным. Решили прилюдно опозориться, так чего же им мешать? Пусть позорятся и прославляются — чем больше, быстрее и эффективнее, тем лучше — чтобы уж без возможности реабилитироваться. Умный человек, читатель, зритель — он со временем сам сможет разобраться и всё верно истолковать.

Достаточно сконцентрироваться на эпизодах манипуляции с общеизвестными фактами, которые много лет ретушировались, либо отрицались авторами «Сеанса». Речь идет о правом националистическо-патриотическом уклоне Балабанова.

(…)

К несчастью, интеллигенция не в силах принять эту правду, и поэтому придумывает кучу отговорок и оправданий в отношении «Братьев», коими напичкана рецензируемая книга. Вообще, на Балабанове пишущая братия постоянно совершенствовала свое перо, с каждым разом выдумывая все новые причудливые интерпретации бытового национализма, шовинизма, антисемитизма и прочих неприглядных -измов режиссера.

Алексей Юсев в статье для сайта Rabkor.ru

Балабанова смотрела вся страна, смотрит и будет смотреть. Балабанова смотрел народ, русский народ. Смотрели бомжи, которых режиссёр водил к себе домой. Все смотрели и понимали. Без лишних слов. И это главное, этого не вымарать. А то, что глупые люди пишут глупые книги и искажают и без того покорёженную реальность — ну так им положено, глупым людям. Фильмы Балабанова — о справедливости, и поэтому они в наших сердцах, в сердцах миллионов. Народ не обманешь, справедливость рано или поздно восторжествует. Анализ, высокая, интеллектуальная критика были, есть и будут. А значит, будут и книги без лжи, нужные книги.

— Буду снимать кино скандальное, резкое. Например, все меня обвиняли в национализме. Абсолютно безосновательно. Я отражаю состояние нашего народа. В провинции люди евреев любят? Точно говорю, что не любят. Это ощущение русским людям понятно и близко. И то, что хачиков не любят — тоже абсолютно очевидно. А если человек пришел с войны, с ними воевал — он тем более не может относиться к ним по-американски. В Америке любят негров? Никто их там не любит. Но все говорят: мы сами виноваты. Я спрашиваю, кто у вас наркотиками торгует на всех углах? Негры. Кто оружием торгует? Негры. И при этом нельзя сказать, что негр плохой. А что белый говно — это они говорят. Поэтому те белым потихоньку садятся на шею…

Я считаю, что все люди разные. Я абсолютно убежден, что черные другие, чем белые. Африка другая, чем Европа. На Кавказе люди живут по другим законам, чем в Сибири. Поэтому — где родился, там и сгодился. Но в итоге, приезжают же с Кавказа, ломают головы нашим тихонько. Я считаю, что не должны приезжать. Живи у себя!

Алексей Балабанов, из интервью журналу «Сеанс».