Почему Side Effects — «последний» фильм Стивена Содерберга

Side Effects

Стивен Содерберг очень хотел, чтобы «последний» фильм был чем-то примечательным, а что может быть примечательного, кроме как выдвижение на премию Оскар? Схема, на самом деле, не сложная.

Он взял Руни Мару на главную женскую роль, молодую и незаезженную актрису, карьера у которой едва началась. За американскую «Девушку с татуировкой дракона» Мару номинировали на Оскар, при том, что более известную и опытную Нуми Рапас из оригинальной шведской экранизации Ларссона отставили без подобных почестей. Так как Оскары часто вручают по инерции за предыдущие заслуги (формально дали Тарантино за «Джанго», хотя имели ввиду предшествовавший фильм), то расчёт Содерберга понятен – у Мары есть шансы (но не на Оскар за главную роль), совсем небольшие, но есть.

Второй неожиданный поворот: Содерберг взял нового композитора, с которым никогда ранее не работал. Композитор не случаен – это Томас Ньюман. Ньюман один из тех композиторов, кто номинируется на Оскар и другие премии практически ежегодно (в не зависимости от качества материала; ну серьёзно, кого волнует музыка?), а иногда и с несколькими работами сразу. Он как Александр Дэспла – класс поддержки, гарантия, что академики заметят фильм (смотрите, ведь даже Бэн Аффлек ради «Арго» отказался от услуг своего постоянного композитора ради «счастливого француза», приносящего удачу).

Как я сказал, схема не сложная, а премия Оскар – мероприятие предсказуемое, успех на котором можно предсказать математически и спланировать. Более того, Содерберг работал по схеме и раньше, предполагая, что один из таких математически точных фильмов возьмёт главные призы и станет действительно последним, после чего режиссёр со спокойной душой отойдёт от кино. От Содерберга просто отвернулась удача. Не профессиональная (потому что каждый новый фильм режиссёра – большой шаг вперёд в техническом мастерстве, большинство ещё и коммерчески успешны), а самая простоя удача.

Стареет. Поэтому «Побочные эффекты», если пройдут незамеченными, то может быть, и не будут последним фильмом – Содерберг в очередной раз пойдёт искать удачу в новых проектах. А фильм, скорее всего, ничего особенного не ждёт, Содерберг это понимает, но не может ничего с собой поделать. Чтобы завоевать внимание академиков, мало иметь нужный актёрский состав и известного композитора. Необходимо, чтобы фильм был представлен в как можно большем числе номинаций, а для этого нужно больше мастеров – известный оператор, монтажёр и т. п. Проблема в том, что Содерберг, уже и в этих областях опередивший коллег, продолжает делать всё сам (пусть и под разными псевдонимами) – снимает, монтирует и т. п. А в Голливуде такой подход не приветствуется.