James Bond 007: Blood Stone | GoldenEye 007

Игры по кинолицензиям всегда были трешем, и в этом смысле обиднее всего было за игры про Джеймса Бонда: одно дело проект по мотивам очередной невразумительной экранизации комикса, другое – игровая адаптация старейшего шпионского киносериала. У «игрового» Бонда случались редкие удачи вроде культовой мультиплеерной GoldenEye 007 для Nintendo 64, бывали «крепкие середнячки», но действительно отличных игр как не было, так и нет, и Blood Stone не является исключением. Гораздо интереснее обстоят дела с музыкой в играх про Бонда (и играх по кинолицензиям в целом) – из полного неконкурентоспособного левака на электронных сэмплах она не просто доросла до живых сессионных музыкантов и больших оркестровых составов, а стала достойным подражателем оригинальных саундтреков «кинематографического» Бонда.

Музыку для игр про Бонда по-прежнему не пишут уникальные и культовые композиторы (ОК, исключение – GoldenEye 007, да и тот – тяжёлый случай) по двум причинам: мало кто из музыкантов хочет сознательно вляпаться в предсказуемо не выдающийся проект, тем более, что коммерческого релиза своей музыки они вряд ли дождутся из-за давних лицензионных разногласий между кинокомпаниями и игровыми издательствами. Тем не менее, для многих людей игры про Бонда являются лакомым кусочком, ведь они – часть одного из величайших франчайзов в истории, и композиторы это отлично понимают.

Два года назад Кристофер Леннертц под сильным влиянием саундтрека Дэвида Арнольда к фильму «Казино Рояль» написал неожиданно приятную симфо-электронную дорожку к игре Quantum of Solace, блещущую живыми инструментами и мелодическими ходами Арнольда. Музыка Ричарда Жака для Blood Stone – это логическое продолжение саундтрека Quantum of Solace. Здесь более плотный звук и также много энергии, ярких штрихов и грамотного подражательства Арнольду, хотя и по прежнему хватает предсказуемости в лице затасканных мотивов, однообразной структуры композиций и одних и тех же электронных сэмплов, кочующих из трека в трек. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, но если Леннертц и Жак будут продолжать в том же духе и не сдадут позиций, то в будущем будут как минимум наступать на пятки самому Арнольду.

GoldenEye 007

То, что до саундтрека к видеоигре о Бонде впервые в истории снизойдёт актуальный композитор киносериала, поначалу звучало как шутка. И хотя известного британца Дэвида Арнольда хотели видеть в индустрии электронных развлечений давно, до сих пор так и не ясно, на что рассчитывала Activision, подписывая столь большого композитора в столь сомнительный проект. Да, GoldenEye 007 для Wii – римейк культовой GoldenEye 007 с Nintendo 64, да – сценарист эпохального «Золотого глаза» Брюс Файрстин согласился принять участие в разработке, да – Дэниэл Крэйг дал добро на использование своей внешности, а Николь Шерзингер из Pussycat Dolls специально для игры перепела «GoldenEye» Тины Тёрнер; в конце концов, это игра от Activision – издателя кассового игросериала Call of Duty. Однако всем понятно, что на технически слабой Wii игра получилась страшненькой, а такое количество приглашённых звёзд является, наверное, самым бесцельным использованием талантов.

Небольшая справка. С детства Дэвид Арнольд был большим фанатом Джеймса Бонда и композитора Джона Барри, и в 1997 году, сразу как выдалась возможность, записал выдающийся трибьют кино-сериалу – альбом Shaken and Stirred: The David Arnold James Bond Project, содержащий новые версии известных песен Бондианы; в записи приняли участие такие звёзды, как Дэвид МакАльмонт, Шэра Нельсон, Наташа Атлас, Игги Поп, Propellerheads, Leftfield, Pulp и другие. Пластинка получила тёплую критику и Джон Барри лично рекомендовал Дэвида Арнольда на почётный пост композитора Бондианы. Арнольд написал музыку к порядка сорока сериалам и фильмам, в числе которых «Годзилла» 1998 года, «Звёздные врата» и «День независимости». Он сотрудничал с музыкантами The Cardigans, Kaiser Chiefs, Massive Attack, а также с такими артистами как Бьорк и Ширли Мэнсон, спродюсировал композицию Криса Корнелла You Know My Name для открывающих титров «Казино Рояль» и альбом Ширли Бэсси The Performance – певицы, написавшей целых три заглавных темы для Бондианы и признанной самой успешной британской артисткой в мире (продано более 135 миллионов записей).

Музыку для GoldenEye 007 Арнольд писал не один – вместе с Кевином Кайнером (знаком широкой публике по анимационному сериалу «Звездные войны: Войны клонов»), с которым в конце девяностых работал над саундтреком к фантастическому боевику «Командир эскадрильи». Как и в случае с Blood Stone (о ней далее по тексту), каждый трек написан по одному шаблону, что, конечно же, очень нехорошо. Проблема в другом: GoldenEye 007 – это совместная работа, затеянная по всей видимости в условиях жёсткого графика. Арнольд тут, в принципе, есть, но он тут не очень важен. Узнаются его оркестровки и электронные сэмплы, а некоторые темы по части энергетики дотягивают чуть ли не до экшн-треков «Кванта милосердия» (драйву которого позавидовал бы Джон Пауэлл), но запал быстро иссякает и всё довольно скоро превращается в кашу. Когда-то маэстро сильно облажался с саундтреком к «Умри, но не сейчас», где безмерная и совершенно идиотская электроника перекрыла собой все самые удачные мелодии. GoldenEye 007 – примерно такой же случай.

Из статьи «Игровая музыка 2010»