Hitman: Blood Money

Наиполнейшая uncut-версия рецензии на саундтрек к Hitman: Blood Money от Небритого Паси. Много нюансов и интересных моментов. Специально для Game-OST.ru

 Пролог

Далеко не часто после успеха игры удаётся выпустить достойные продолжения. Когда игровой сериал выходит за рамки трилогии, наступает переломный момент. С одной стороны, третья часть подразумевает успешность второй, ведь, как правило, если вторая часть оказалось провальной, возродить третью будет тяжело. С другой стороны, все последующие игры после первой могут иметь коммерческий успех, но одновременно не дотягивать до оригинала. Собственно, так и было с «Hitman Series».

«Hitman: Codename 47» (2000) стала классикой во всех отношениях. Несмотря на успех «Hitman 2: Silent Assassin» (2002), отзывались о ней довольно прохладно: смотрелась игра намного лучше, но в геймплее потеряла немало. Из нововведений — переход от электронного стиля в музыке к симфоническому. Саундтрек сразу же стал классикой. Про «Hitman: Contracts» (2004), наполовину являющейся римейком первой части, говорили разное. Но во мнении, что саундтрек вытянул игру (в принципе, это нонсенс) сошлись почти все. Здесь штатный композитор IO Interactive Джаспер Кид вернулся к истокам, т. е. к электронике. Однако, несмотря на отличную музыку в «Hitman: Blood Money» (2006), вытягивать ею игру не пришлось (такой фокус вряд ли сработал во второй раз) — игра превзошла все ожидания!

Когда Джаспер Кид описал саундтрек, как смесь эмбиента, оркестровой и электронной музыки, никто не мог и предположить, что его слова окажутся настолько буквальными. Но, не взирая на интересный стиль, саундтрек в «Blood Money» не дотягивает до атмосферы хотя бы до того же «Hitman: Contracts». Создавая «Blood Money», Кид попытался убить двух зайцев одним выстрелом — впихнуть в рамки формата (под форматом подразумевается стандартный для Кида хронометраж в один час) сразу два не очень то и совместимых вместе жанра классической и экспериментальной музыки, осчастливив, таким образом, поклонников обоих жанров. Вышло как всегда превосходно, но отнюдь скромно.

И хотя Джаспер Кид — один из немногих, кто действительно удачно смешивает оркестр и электронику, личность он уникальная: не боясь экспериментировать, ему удаётся сохранить собственный стиль. Экспериментами в таких серьёзных работах, как «Hitman Series», он, к счастью, не сильно балуется, чтобы не утомить слушателя. Так, в «Blood Money» на стыке двух основных жанров, рождается третий — переходный. Переходным в данном случае является эмбиент, который в некоторых местах приходится, откровенно говоря, не к месту. Именно этим музыка и может немного разочаровать, так как спорных моментов в ней немало.

Действие первое

Наводящая страх пьеса «Apocalypse» — одно из величественных хоровых произведений Кида. Эта композиция берёт своё начало в трекерной работе «Spinner» для игры «Red Zone», вышедшей на приставке «Сега» в 1994 году. Музыкальная система «Сеги» позволяла использовать одновременно лишь четыре звуковых каналов, при этом и речи не шло об эмуляции реальных музыкальных инструментов. Система выдавала кислотную синтетику, да и только. Однако многие музыканты считали такие условия идеальными для творчества. Примером служат тысячи гениальных работ, которые для неподготовленного слушателя (т. е. того, кто не застал эпоху приставок, типа «Денди» и «Сега», не говоря уже о старой трекерной сцене) кажутся весьма однообразными, но на самом деле отличают себя уникальнейшими мелодиями.

Собственная мелодия настолько приглянулась Киду, что тот решил поддаться веянию моды и написать римейк (мода на римейки появилась ещё в 80-ых, сразу же с появлением первых игр). В 1996 году, для игры «AMOK» Кид делает современную электронную аранжировку «Spinner» (в «AMOK» в качестве музыкального формата уже использовался CD Audio). Трек обретает новое имя («Progress») и совершенно новое звучание: техно превращается в индастриал, а известная фраза «I have chosen to embrace it», впервые использованная в этом треке, становится гимном многих танцевальных композиций Кида («Transfusion», «Dreams Of Istanbul», «Slaughter Club», «Club Heaven»). «Apocalypse» стала оркестровой версией трека. Эта заупокойная месса написана в лучших традициях музыки из фильма «Омен» (1979 года) и также близка главной теме «Hitman 2».

Изначально «Apocalypse» не планировалось включать в «Blood Money». Как и остальные оркестровки, композиция была записана в 2003 году для «Hitman: Contracts» («Blood Money» разрабатывалась параллельно с ней), однако разработчики решили отказаться от симфонического стиля по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, третья часть Хитмана, в основном, состояла из римейков миссий оригинальной игры, музыка в которой была полностью электронной. Таким образом, музыка в «Hitman: Contracts» стала логическим продолжением первой части. Во-вторых, «Hitman: Contracts» получилась самой мрачной в серии, так что оркестр был совсем ни к месту.

«Apocalypse» была заявлена в качестве бонусного трека на диске, но ещё задолго до релиза самой игры, композицией озвучили первый официальный трейлер «Blood Money». Такой хитрый рекламный ход пришёлся по вкусу фанатам, и композицию всё-таки включили в игру. Но процесс по внедрению не свежего материала в новый проект на этом не закончился. Оркестровки «Secret Invasion» и «Before the Storm», разместившиеся на диске после «Apocalypse», также попали в финальный вариант игры. Они хоть и придают саундтреку элементы мистики, всё же смотрятся блекло, как на фоне остальных треков, так и в сравнении с пафосным оркестровым саундтреком «Hitman 2: Silent Assassin».

Таким образом, вступительная часть саундтрека, составленная из уже ранее известных симфоний, растянулась чуть более, чем на десять минут. С одной стороны, столь продолжительное вступление ещё больше подогревает интерес к чему-то новому, с другой — немного утомляет. Но сама игра заставляет рассматривать музыку именно с двух сторон, ведь она подчёркивает состояние души главного героя — хладнокровного киллера, с одной стороны являющегося положительным персонажем, с другой — отрицательным. Он убивает самых мерзких личностей, но делает это ради денег. И хотя с каждым днём он превращается из машины для убийства в человека с душой (подобно Дарту Вейдеру), до сих пор неясно, кто такой Агент 47 — свой или чужой.

Во всяком случае, музыка стала по-настоящему драматичной. Так, например, в оркестровых треках «47 Attacks» и «Action in Paris» очень сильно влияние Джона Уильямса (на примере «Звёздных Войн» и третьего эпизода в частности), особенно благодаря использованию французского рожка. Да и сами композиции весьма похожи на звёздные. Но всё же складывается впечатление, что Кид не до конца овладел мастерством оркестровой композиции, так как эти треки настолько коротки (короче, чем в «Hitman 2»), что, кажется, слушаешь лишь фрагмент одного величественного произведения. К этим трекам можно отнести ещё следующий спорный момент.

Ещё для третьей части игры Кид написал короткий (две минуты) эмбиент, но включил его только в «Blood Money», причём весьма странным образом — разрезал пополам, за счёт первой половины растянул по длительности «47 Attacks», за счёт второй —«Action in Paris» — оркестровая музыка с нарастающим драматизмом играет всего полторы минуты, а затем переходит в эмбиент. Не порядок, одним словом. Такой приём часто используют в кинематографе, но ведь для фильмов пишут до ста и более тем, а тут имеем всего две, заезженные для всех мыслимых и не мыслимых случаев. Получается, что эмбиент всплывает не то, чтобы в самых неподходящих местах, но в самых неожиданных — это точно. Как ни печально это звучит, Будапештскому Симфоническому Оркестру в «Blood Money» отвели второстепенную роль.

Охотник и жертва

Наиинтереснейший трек «Hunter» состоит из двух частей: красивого, печального, кинематографичного оркестрового вступления на одну минуту и основной частью, отделённой продолжительной паузой. К вступлению в «Hunter», которым озвучена добрая часть рекламных роликов игры, также есть претензии на длительность. Из него мог вполне получится полноценный трек. Но Джаспер Кид увидел продолжение трека таким, какое оно есть и ничего с этим не поделаешь.

Основная часть «Hunter» — римейк главной темы «Hitman: Contracts». Из неё, за основу, взяты слова хора «The Night Never Ends — The Day Never Comes» (перевод с латинского). Новые ударные, эмбиент и скрипичная партия, которая в одном месте наигрывает мотив из песни «Ave Maria» в версии Лучано Паваротти, преобразили тему до неузнаваемости. Уже затронув «Ave Maria» стоит продолжить разговор на эту тему, и для тех, кто ещё не в курсе, прояснить ситуацию.

«Аве Мария» («Радуйся, дева Мария» — перевод с латинского) — католическая молитва, положенная в основу музыкального произведения, написанного на канонический или свободный текст. Существуют тысячи версий этой песни, и спорить о том, какие из них самые известные не представляется возможным. Различные исполнители обращались к этому произведению даже по нескольку раз!

Однако Джаспер Кид не перезаписывал «Аве Марию» и не имеет к ней никакого отношения. Специально для игры была лицензирована «Аве Мария» в версии Ф. Шуберта. Впервые лицензированная музыка появилась в «Hitman: Contacts» (пять треков), в «Blood Money» количество не оригинальных треков тянет уже на отдельный диск! Понятное дело, что в рок-барах должна играть рок-музыка — Джаспер Кид тут ничем не поможет. Куда более странно было слышать электронную музыку не от Кида! Интересно, почему мистер Кид не удосужился написать пару дополнительных танцевалок? Разве это вызвало бы какие-либо затруднения? Получается так, что ради качества оригинальной музыки пожертвовали её количеством. Теоретически — это правильно, но на самом деле хочется как всегда большего.

Действие второе

Акустика — ещё одно понятие, неразрывно связанное с альбомом. Акустические саундтреки практически не встречаются в игровой музыке. Так, например, саундтрек в «Splinter Cell: Chaos Theory» изначально был полностью акустическим, но так как это была дебютная работа Амона Тобина в роли композитора, он решил не рисковать с таким экспериментом и отказался от акустики, обогатив музыку многочисленными живыми инструментами, а оригинал от греха подальше уничтожил (а жаль, ведь судя по одному сохранившемуся сэмплу, работа была любопытная).

Джаспер Кид в игровой индустрии более десяти лет и, наоборот, исследует новые музыкальные формы. В «Apocalypse» и «Hunter» кроме приглушённых ударных, больше похожих на топот, хоровой и скрипичной партий ничего, по сути нет. В «Amb Zone» есть ещё разве что мелодичные клавиши, да и те были добавлены уже накануне релиза. Тем не менее акустика придала альбому очень интересное камерное звучание. «Amb Zone», как раз стоит на границе первой и второй частей альбома, отделяя оркестровую и электронную музыку. Не смотря на то, что некоторые треки комбинированные, чёткая грань между оркестром и электроникой всё же имеется.

«Blood Money» — это не противопоставление светлой и тёмной силы, это игра контрастов между сумерками и ночью. Музыку в Хитмане никогда нельзя было назвать дневной. Она либо сумеречная, либо совсем тёмная, ночная. В «Blood Money» целых две музыкальных темы Нового Орлеана — дневная и ночная. Но принцип «когда кончается день, приходит ночь» и тут не работает, потому что обе темы — до глубины души мрачны. Эмбиентовая основа «Night Time» взята из экшн-трека «SWAT Team» («Hitman: Contracts»), но выведена на передний план. Этот эмбиентовый слой расстилается подобно морской волне, водной стихии, которая однажды чуть не стёрла с лица Земли город Новый Орлеан.

Музыкальные темы Нового Орлеана рисуют незамысловатые узоры, но их главная фишка — это акустический танцевальный бит, так и норовящий порвать колонки вашей стереосистемы. Собственно в этих темах использован видоизменённый бит из «Weapon Select Beats» («Hitman: Contacts»), а также тщательно микшированный хор из «Time Out» («Robotech: Invasion»). Как видите, это и есть фирменный стиль Джаспера Кида, когда из фрагментов одних и тех же шедевров создаются совершенно новые, ни на что не похожие. Собственно, темы Нового Орлеана разобраны полностью, и, не смотря на то, что это одни из ярких композиций на диске, собраны они довольно примитивно.

Казино «Рояль»

Если в «Hitman: Contracts» визитной карточкой саундтрека был эмбиент трек «Winter Nights», то в «Hitman: Blood Money» визитных карточек две: первая («Apocalypse») представляет оркестровую часть саундтрека, вторая — электронную. «Vegas» — самая продолжительная и самая красивая тема «Blood Money», и, кроме того, одна из лучших мелодичных композиций, когда-либо написанных Кидом. Это шедевр, добавить тут особо нечего!

«Vegas» была написана под впечатлением от ретро-лаунж музыки 70-ых. Композиционно «Vegas» хоть и является лаунж композицией, выдержан не в стиле ретро, а наоборот, в самом что ни на есть современном. Она начинаясь на спокойной ноте слегка приглушённых по звуку клавишных, подобно гимну из «Robotech: Invasion», а потом музыка словно взрывается, разлетаясь на тысячи мелких осколков, переходя в лёгкий танцевальный ритм. Сэмплированная скрипка, играющая на фоне, придаёт ещё больше детализации, а мелодичные клавиши позволяют сравнивать композицию с треком «Strip Club» из оригинальной «Hitman: Codename 47» (в официально изданном варианте саундтрека этот трек сведён в общую для голландских миссий тему «Harbor Themes»).

Вообще, Джаспер Кид, профессионально занимавшийся фортепьяно в течение многих лет, не часто балует нас мелодичными клавишными композициями. Пересчитать их можно по пальцам. Это уже упомянутая «Harbor Themes», «Hotel Themes» из той же «Hitman: Codename 47», а также любовная тема «Isabella» из «Freedom Fighters».

 Славная традиция писать для каждой серии Hitman по потрясающему клубному треку нашла продолжение в «Club Heaven», в котором Кид обратился к стилю минимал техно. При этом начинается и заканчивается трек довольно необычно, с хора ангелочков. Стоит ли ещё говорить, что в основу трека положена ремикшированная версия «Winter Nights»? Да-да, вы не ослышались. В ремиксе увеличен темп, а сыграна композиция другими инструментами, но мотив тот же самый. Ходят слухи, что оригинальный ремикс на «Winter Nights», а также ещё пять никогда ранее не издававшихся композиций вошли в би-сайды (диск с дополнениями, которым комплектуется коллекционное издание игры).

Дарк-эмбиент «Invasion on the Mississippi River» не совсем удачно граничит со столь качественной электроникой. Но ради остальных композиций на него можно закрыть глаза (или заткнуть уши). В ударном электронном треке «Rocky Mountains» также используется хор ангелочков, как бы связывая таким образом этот трек и клубный. Зато «Trouble in Vegas» не имеет ничего общего с «Vegas». Непрерывный биг-бит «Trouble in Vegas» специально заготовлен для ведения шквального огня из чего-нибудь потяжелей. Проверьте сами — чисто вылизанный бит полностью сольётся с автоматной очередью. Вот, что называется совместимостью музыки с геймплеем!

Эпилог

Похоронный трек служит прекрасным вступлением к главной теме. Вот только из-за одного забавного совпадения его нельзя считать по-настоящему оригинальным. Так получилось, что Кид и ещё некоторые игровые композиторы использовали в своей музыке фрагмент женского хора (видимо из какой-то популярной библиотеке сэмплов). Хор напевает на латинском языке слова «Августин, Августрель» (на слух воспринимается примерно так). Точно такой же сэмпл (без всяких изменений) использовал другой датский композитор Троэлз Фолманн (в треке «Illuminati», не вошедшем в саундтрек к «Tomb Raider: Legend» (2006), а также на протяжении всего этого саундтрека) и японский композитор Норихико Хибино (в треке «Catastrophe» из своего первого сольного альбома «Akashi», 2005). Комичность ситуации состоит ещё и в том, что все перечисленные треки весьма похожи композиционно! Конечно это не единственные случаи, но зато самые яркие.

Знаете, бывают такие мгновения, характерные для стрессовых ситуаций, когда за считанные доли секунды в уме пробегает вся прожитая жизнь. Именно такое, очень странное ощущение прожитой жизни и грусти оставляет за собой главная тема — очень быстрая и короткая сюита, мастерски собранная из составных частей заглавных треков предыдущих игр. Это трек, по настоящему задевает. Он лучше других раскрывает внутренний мир Сорок Седьмого. Здесь сплетаются воедино и дух приключений, и в то же время что-то необычайно личное. В основе главной темы — музыкальный мотив оригинальной темы из «Hitman: Codename 47», сыгранный практически такими же синтами, как в главной теме «Hitman: Contracts», а вступление наиграно на клавишах, подобно песне «Аве Мария».

Последние два трека легко бы можно было переместить в самое начало альбома, а «Apocalypse» в свою очередь в самый конец. Тот порядок, который есть самом деле, немного более выгодный, так как «Apocalypse» не новый трек, а главная тема, наоборот, совсем свежий. Вместе с «Funeral» она создаёт особое настроение.

Сейчас, когда Джаспер Кид раскрыл свой талант благодаря Хитману, трудно делать какие-либо прогнозы на будущее. Есть только надежда, что в будущем, для своей любимой игры он будет писать чуть больше музыки.