Shadows of the DAMNED: «Демоническая сюита»

Ранее в сериале: рок-звезда от видеоигр, саунд-дизайнер и композитор Silent Hill Акира Ямаока после многолетнего сотрудничества прощается с компанией Konami и уходит работать самым главным по звуковой части в Grasshopper Manufacture, студию Гоити Суды – человека с прозвищем Suda 51, который копал могилы, а потом стал выдающимся создателем видеоигр. Вместе с Suda 51 и автором серии Resident Evil Синдзи Миками Ямаока делает первый большой проект вне Konami, Shadows of the DAMNED – демонический артхаусный хоррор про мексиканского панка и охотника за нечистью по имени Гарсия Хотспур, у которого обитатели ада забрали возлюбленную. Shadows of the DAMNED называют в честь великой британской панк-команды The Damned, а специально для игры её лидер Дэйв Вэньен и музыканты Пинч и Кэптен Сенсибл вместе с Ямаокой записывают эксклюзивную песню.

Неясно, как, не скатываясь в пошлость, годами рассказывать про одну и ту же музыку, но в этот раз ситуация несколько упрощается – нам, можно сказать, помогает сам композитор. Он дал журналистам около миллиона интервью, смысл которых сводился к тому, что Konami очень сильно сдерживала его, заставляя из года в год писать для Silent Hill музыку одного стиля, в то время как он хотел двигаться дальше и развиваться. К сожалению, время всё расставило на свои места и слова Ямаоки теперь могут быть использованы против него: Shadows of the DAMNED вышла спустя целых два года после увольнения из Konami, но в ней звучит точно такая же музыка! Занавес.

Конечно, всё вышеизложенное требует какого-то анализа и пояснений, но те, кто следил за композитором все эти годы, кто надеялся и ждал, поймут с полуслова: Shadows of the DAMNED – очередная кризисная работа Ямаоки. Для игры артист сделал весь звук и написал более четырёх часов музыки (разом больше, чем в трёх поздних играх серии Silent Hill), причём в отличие от совсем утомительного саундтрека к Silent Hill: Shattered Memories здесь заметны явные старания. Музыкант явно работал от души, хотя и в очередной раз закрыл глаза на свой скудный инструментарий – звучит всё по-прежнему очень неубедительно и неряшливо, старые сэмплы затёрты до дыр и, что самое странное, есть треки прямиком из Silent Hill, в которых Ямаока перезаписал пару инструментов (например трек The Bird’s Nest – это плохо замаскированная композиция Witchcraft из Silent Hill: Homecoming).

Вообще, странность – ключевое обозначение его новой работы. Есть несколько эпизодов в Shadows of the DAMNED, которые дают понять важную и, я бы сказал, обнадёживающую вещь – Ямаока ещё не разучился писать настоящие музыкальные вещи – красивые, гармоничные, неподдельные. Одна из таких, семиминутная гитарная пьеса (в бутлеге носит название Entrance at Hell’s Gate), играет в самом начале игры, когда протагонист входит во врата ада. В этот момент вспоминаешь лучшие музыкальные места Silent Hill 2 – композиция действительно цепляет, завораживает и не отпускает на протяжении всех семи минут; страшно осознавать, что это чуть ли не первая инструментальная композиция Ямаоки с гитарой за все последние годы – до этого гитары присутствовали только в его песнях. Странность в том, что этой замечательной пьесы нет в красиво оформленном и хорошо презентованном официальном саундтреке, в поддержку которого устраивались и небольшие концерты, и автограф-сеcсии. И это только одна из многочисленных странностей.

Альбом Shadows of the DAMNED имеет некоторое сходство с недавним Deus Ex: Human Revolution – не в музыкальном плане, но в плане содержания. В нём тоже раз в пять меньше музыки, чем в самой игре, а это не просто несправедливо, а настоящее свинство. Никто не рассчитывал, что к Shadows of the DAMNED со свойственным японцам размахом издадут музыку на трёх компакт-дисках, потому что в не зависимости от количества композиций в самой игре Ямаока всегда выдавал лаконичные пластинки на час с хвостиком. Ямаока поклоняется Западу и открыто делает так же, как они, и с ранними играми Silent Hill это работало – материал был сам по себе гениальным, а для альбомов он часто дописываю ещё более шикарные вещи. С Shadows of the DAMNED дела обстоят даже иначе, чем они обстояли с поздними играми Silent Hill, где в альбоме умещалась вся игровая музыка. На альбоме Shadows of the DAMNED есть куча откровенно ненужных, незапоминающихся, несимпатичных и некачественных треков, и нет таких красивых мелодий, как Entrance at Hell’s Gate. Точка. Точка?

Будет совсем неприлично подчёркивать, что альбом по мотивам Shadows of the DAMNED длится всего пятьдесят минут и что оставшиеся тридцать можно было заполнить интересными композициями, но, похоже, подчеркнуть этот момент всё же придётся: Акира Ямаока то ли сошёл с ума (что вряд ли), то ли откровенно держит слушателей за идиотов. Прошло уже достаточно времени с момента релиза игры и альбома, чтобы осознать, что никаких расширенных редакций не подразумевается. Ямаоке можно было простить многие слабые места самой музыки, но настолько гнусное отношение к слушателям не даёт права делать скидок: идите, господин Ямаока, в задницу.

Обязательная часть каждой рецензии – отмечание интересных мест пластинки. Интересные места здесь есть, и они ставят пластинку на голову выше той же Silent Hill: Shattered Memories. Они же могут вызвать восторг у тех счастливчиков, которые ещё не утратили доверие к композитору. Альбом начинается не очень примечательной этнической зарисовкой An Ordinary Life. Непримечательна она до тех пор, пока не осознаёшь, что наигрываемая мелодия отсылает нас к вокальному этюду Lost Carol, открывавшему саундтрек Silent Hill 3. Такой вот сюрприз. Следующая за ней песня Take Me To Hell (Broken Dream), семиминутная главная тема игры, уже действительно производит впечатление: Ямаока наконец-то экспериментирует с давно застоявшейся вокальной формой, давая исполнить лирику не только постоянной гостье Мэри Элизабет МакГлин, но и голосовому актёру Трою Бэйкеру, с которым композитор работает впервые. Звучит действительно свежо, как настоящий рок-боевик, с регулярной сменой темпа и длинными гитарными соло.

Сразу после главной темы пластинка проседает настолько, что слово «проседает» может быть даже не очень верное, но зато не ругательное: начинается основная часть альбома, сформированная из случайных вещей. Это немного похоже на бонус-диск из состава Silent Hill Sounds Box, где треть композиций была отобрана по какой-то лишённой логики схеме. Здесь целая чреда треков с трайбал-перкуссиями с минималистическим саунд-дизайном (Cannibal Carnival, What a Wonderful World, Riders of the Lost Heart), задающих мрачную атмосферу, но это явно не ключевых вроде Entrance at Hell’s Gate. Следом – несколько романтичных тем: звонкие клавиши и лёгкие ритмы в It’s a Bughunt, которую продолжает аналогичная My Dying Concubine, но уже с качественным электронным битом, присущим инструментальному хип-хопу. As Evil As Dead – вокальная колыбельная, интересная тем, что впервые Ямаока не занимается искусственным затягиванием композиции, а сворачивает её сразу, как заканчиваются силы писать – в данном случае после первой минуты.

После этих лирических ноток в середине альбома снова начинается примитивизм – куча треков по одним и тем же шаблонам вплоть до откровенных переделок старых композиций, куча различных битов с эмбиентовыми текстурами, уже плохо различающихся между собой. Из других ключевых треков – обязательная трип-хоп песня (Different Perspective, ничего особенного, если честно), два не позорных инструментальных трип-хоп трека The Castle of Hassle и The Final Chapter, которые идут без паузы между собой и являются как бы одним целым. Предпоследний трек Til Death Do Us Part – неплохой рок-инструментал в стилистике Entrance at Hell’s Gate (оттого странно, что её в альбоме всё же нет), а в финале альбома – та самая песня в исполнении Дэйва Вэньена.

Ямаоку искренне жалко. Выполняя в Konami уже чисто административные функции, он возвращается к полноценному сочинительству на новом месте, но не в лучшей форме. К этому стоит добавить, что Grasshopper Manufacture разрабатывает параллельно по четыре игры сразу и загрузка композитора увеличивается в разы, что в дальнейшем явно не будет играть ему на руку. В Shadows of the DAMNED достаточно хороших вещей, которые послужили бы основой для гораздо более цельной, эффектной и продуманной пластинки, как, например упоминаемая ранее Deus Ex: Human Revolution, но вселившийся в сознание композитора демон явно внёс сумятицу. Иных объяснений быть не может.

Небритый Пася специально для Game-OST.ru