Assassin’s Creed: Revelations — Главный плохой хороший саундтрек года

Складывается ощущение, что самая первая часть саги Assassin’s Creed вышла только вчера, хотя по факту прошло уже пять лет. Этому есть простое и логическое объяснение: новый эпизод Assassin’s Creed выходит ежегодно, по одной и той же схеме и в одну и ту же неделю ноября, так что это уже не событие, а обыденность. Assassin’s Creed: Revelations – четвёртая игра серии. Предыдущая была завязана на исследовании Древнего Рима, нынешняя – на Константинополе, но, по-моему, это уже серьёзно никого не интересует. Альтаир? Эцио? Да какая разница. Мало кого волнует и тот факт, что ровно половина саундтрека теперь написана Лорни Бэлфом. Бэлф – протеже Ханса Циммера и был причастен к созданию всех больших хитов маэстро последнего времени, от «Кода да Винчи» до «Шерлока Холмса» и «Начала». Бэлф выступил автором саундтрека к Modern Warfare 2 и ещё получил Грэмми за продюсирование официального альбома по мотивам «Тёмного рыцаря».

Исходя из опыта «Братства» можно догадаться, что в Revelations музыка основана на стилистике и композициях предыдущих частей игры и что для кого-то сей факт будет лёгким разочарованием, однако в целом это ещё один шаг вперёд для постоянного композитора игры Джеспера Кида. Здесь нет откровенного самокопирования, хотя встречаются и в немалом количестве слегка подретушированные и вполовину обрезанные треки из предыдущих частей, в особенности из первой, но это было продиктовано разработчиком. Недостатка идей и тому подобные штуки также отсутствуют на пластинке, но важно, на самом деле, другое. Показательно, что вписанный в проект Лорни Бэлф, который хоть и не падает в грязь лицом и выдаёт достойный голливудский уровень, ощущается на фоне ровесника Кида не то, чтобы совсем жалким, но каким-то явно лишним и нездешним.

Понятно, что и тот и другой равнялись на Циммера (маэстро в свою очередь сказал на камеру «Привет!» поклонникам Assassin’s Creed и удалился восвояси), что Киду выпала грандиозная творческая свобода, а Бэлфа наняли озвучивать самые малозначительные элементы игры – музыку для заставок и мультиплеера, малоинтересную вне контекста и вообще редко замечаемую игроками. Но это ничего не меняет, потому что при всех переплетениях, между Кидом и Бэлфом сильно заметен контраст. Выводы уже можно сделать после довольно позорной главной темы, ради которой ко всему прочему был организован конкурс слащавых вокалисток (и то самое видео-обращение Циммера) – настолько более вымученной и примитивной аранжировки сериал Assassin’s Creed ещё не знал.

Про музыку Бэлфа говорить особо не хочется, да и нечего, поэтому сделаем это прямо сейчас, не откладывая, и по-быстрому. Если на секунду забыть, что игра выдержана в историческом сэттинге, музыка Бэлфа не факт, что сможет об этом напомнить. В ней хватает этники ровно настолько, чтобы условно называться саундтреком к Assassin’s Creed, но в целом она производит впечатление музыкальной дорожки, перекочевавшей из рядового современного кинотриллера про подставы и преследования, политические интриги и тому подобные сюжеты. Очень качественная, в меру эпичная, но слишком шаблонная, слишком голливудская. Бэлф мастерски отрабатывает материал, но ему не хватает искренности. И, конечно, от такого количества вариаций главной темы может сделаться дурно.

Джеспер Кид, подуставший от однообразия сэттинга ещё на прошлой части Assassin’s Creed, здесь получает весьма интересное задание – смешать гипнотическую инструментовку и электронный саунд-дизайн первой части с фолк-роковыми и нео-классическими атрибутами Assassin’s Creed 2. Соединить два шедевра задача сама по себе странная и довольно самоубийственная, но композитор выкручивается настолько же удачно, насколько удалось Джону Уильямсу не скатиться в самоплагиат, работая над новой трилогией «Звёздных войн». Хиты? Да, они здесь есть, может быть не такие большие, как в Assassin’s Creed 2, но в целом почти все композиции на порядок сильнее прошлогоднего саундтрека к «Братству».

Сложно акцентировать внимание на каких-то отдельных вещах. Описывая музыку Revelations, хочется говорить обобщённо и отстранённо, чтобы не забыть какие-то важные вещи, увлёкшись перечислением любимых треков, а они здесь все достойны внимания. Да, фактически ни одной новой мелодии, лишь новые аранжировки, но какие! В Revelations нет той агрессии, которая сквозила от перкуссионных нагромождений «Братства», и нет того драматизма, свойственного оркестровкам Assassin’s Creed 2. Здесь очень мягкие электронные текстуры и ласкающие слух ближневосточные мотивы, много воздушных пустот, заполненных акустическими инструментами, звонкими клавишами, музыкой ветра, солирующими вокалами, колокольчиками и ещё множеством микроскопических деталей. Это описание примерно половины фоновых композиций Кида, написанных для игры. Вторая половина – традиционно сильные и изысканные боевые секвенции, будь то индустриальная молитва Die By the Blade или технократический боевик On the Attack, словно затесавшийся из саундтрека к Robotech: Invasion.

Если бы темы Кида и Бэлфа не были перемешаны между собой, если бы вместо композиций-римейков здесь было несколько невыпущенных треков из оригинальной Assassin’s Creed, альбом по мотивам Assassin’s Creed: Revelations смотрелся бы намного симпатичнее. Также впечатление было подпорчено тем, что в коллекционное издании игры был вложен двенадцати трековый сэмплер из старых композиций первой и второй части (вообще Ubisoft опять всех запутала с количеством версий саундтрека к одной игре, непонятно что для себя выгадав), а это какое-то совершенно нецелевое расходование средств и обман. Теперь же главная интрига в том, кто останется композитором в будущем? Что-то подсказывает, узнаем не позже, чем через год.

Небритый Пася специально для Game-OST.ru