SILENT HILL SOUNDS BOX: Прощальные мелодии Тихого Холма

silent hill sounds box SILENT HILL SOUNDS BOX: Прощальные мелодии Тихого Холма

Прощальные мелодии Тихого Холма

Всё, что имеет начало, имеет и конец. Конец в данном случае пришёл карьере Акиры Ямаоки в компании Konami, хотя это и не так страшно, как поначалу звучит, ведь открывшиеся перспективы куда важнее. Ямаока отдал Konamiшестнадцать лет жизни, что не очень-то много, учитывая, что в Японии сильна традиция быть преданным одной компании до пенсии. Последние десять своей карьеры он посвятил  «Сайлент Хиллу», правда, пять из них – занимался довольно сомнительными вещами. Существует мнение, что окончательно развалил Silent Hill именно Ямаока: когда из Konami ушли все ключевые сотрудники Team Silent, а тяготеющему к Западу Ямаоке достались продюсерские функции, он быстро разочаровался в команде и решил делать игры руками более опытных европейских и американских разработчиков, переоценив при этом собственные возможности. Как было на самом деле мы, скорее всего, не узнаем. Переживать по этому поводу глупо, ведь то, что сделали за пределами Японии, постепенно забывается, но то, что сделала Team Silent – вечно. А вот что мешало композитору писать хорошую музыку для плохих игр – вопрос более животрепещущий.

«Не секрет, что работая в крутой команде бок о бок с гениями, автоматически пытаешься дотянуться до их уровня, походить на них, и потому достигаешь лучшего результата, чем достиг бы, работая в иных условиях»

Ни для кого не секрет, что работая в крутой команде бок о бок с гениями, автоматически пытаешься дотянуться до их уровня, походить на них, и потому достигаешь лучшего результата, чем достиг бы, работая в иных условиях. Вам не кажется, что это случай Ямаоки? Когда команды не стало, он или испугался уходить на вольные хлеба подобно другим выходцам из Konami, ведь музыкальный бизнес непостоянен: сегодня работы выше крыши, потом полгода сидишь на одной лапше, или просто решил, что сможет адаптироваться под новые условия. Но не смог, и куда в итоге скатилась музыка Silent Hill после четвёртой части, напоминать, полагаю, не стоит? Куда запропастился мистический проект Team Silent и Ямаоки (не только как композитора, но и руководителя разработки), о котором музыкант громко говорил в том смысле, что он превзойдёт Silent Hill, спрашивать уже даже неловко. Факт несамостоятельности Ямаоки подтверждается тем, как быстро артист метнулся в другой коллектив. Но раз он сумел найти новый дом, команду мечты во главе с рок-звёздами от игровой индустрии, то пусть будет так, как задумал и не нам его судить.

Сборник Silent Hill Sounds Box, вышедший ровно через год после ухода Ямаоки из Konami, содержит полные версии всех саундтреков Silent Hill и таким образом охватывает всю десятилетнюю историю музыки, от рассвета до заката. Четыре первых диска – культовые «классические» саундтреки к оригинальным японским играм (с первой по четвёртую), три других – разной степени вменяемости музыка из трёх поздних игр. Бонус, ради которого, кажется, издание и затевалось, это альбом би-сайдов и раритетов. Мы не будем рассматривать каждый том бокс-сета, потому что никаких важных изменений в ранее выходивших саундтреках нет и о них ещё успеем поговорить детально и обстоятельно в другой раз, а остановимся на коллекции никогда  ранее не  издававшихся треков. Но для начала, про Silent Hill Sounds Box в целом.

«Silent Hill Sounds Box, вышедший ровно через год после ухода Ямаоки из Konami, содержит полные версии всех саундтреков Silent Hill и таким образом охватывает всю десятилетнюю историю музыки – от рассвета до заката»

Вряд ли Silent Hill Sounds Box является данью уважения бывшего работодателя композитору, ведь, несмотря на дороговизну, издание является крайне небрежным и скороспелым, а, собственно, имя Акиры Ямаоки запрятано в самом конце буклета в разделе «благодарности», причём без всяких указаний на авторство. Сам буклет довольно бедный:  вместо уже известных и культовых обложек альбомов – второсортный арт на фоне одного и того же дизайнерского шаблона; утеряны тексты песен, а также радиопьеса по мотивам четвёртой части, которая шла вторым диском в японском издании саундтрека; в названиях некоторых треков встречаются опечатки, и, ко всему прочему, является ли логотипSILENT HIIL вместо правильного SILENT HILL на лицевой обложке следствием досадной ошибки или криворукости дизайнера, фанаты спорят до сих пор.

Наконец, на позорном DVD содержатся лишь богомерзкие ролики трёх последних игр, как будто выдающихся трейлеров и музыкальных клипов ранних игр никогда не существовало, хотя есть предположение, что весь этот контент является эксклюзивом конкурирующих DVD-сборников Art of Silent Hill и Silent HillLost Memories, но больше верится в то, что ни у кого не было желания перелопачивать архивы. Плюс –  полное отсутствие промоушена у Silent Hill Sounds Box, но не потому, что это вещь, которая рекламирует сама себя, а потому что делалось всё спустя рукава. Из положительного: в бокс-сет включены два последних саундтрека, Homecoming и Shattered Memories, которые ранее не продавались, а шли бонусом за предзаказ игры, причём музыка из Homecoming была записана на CD Audio из формата mp3и потому пугала качеством – в Silent Hill Sounds Box это недоразумение исправлено.

Потерянное и найденное

Бонус диск с раритетами тоже оказался не без шероховатостей, но придираться к музыке с этого альбома неуместно. Даже не потому, что это разрозненные треки, вычлененные из контекста четырёх разных игр, а потому что они относятся к великому наследию оригинальной квадрологии. Они – часть истории и, в общем и целом, никакой критики не заслуживают, ведь в этих отголосках старых игр ещё есть что-то живое и цепляющее за душу, кусочек утерянной атмосферы, полностью улетучившейся из поздних игр серии. Прологом к альбому идёт Azusa 1GO, звуковой коллаж времён первой части, однако нигде никогда не всплывавший: женский вокал, орган, индустриальные шумы и бас-гитара. Сразу за ним – фортепианная версия главной темы Silent Hill, довольно сильная вещь безотносительно оригинала, ранее ходившая по сети в ужасном качестве в составе бутлегов, а сейчас заигравшая всеми красками подобно главной теме Alan Wake. Далее следуют, отдающие психоделией, две короткие, меньше минуты каждая, ритмичные музыкальные фразыAnaconda и Tussock, написанные под явным влиянием ранних Portishead,и тоже абсолютные эксклюзивы. На них, собственно, заканчивается вводная часть альбома. Музыки, относящейся к первой части, к сожалению, больше не будет.

«Придираться к музыке с этого альбома неуместно. Даже не потому, что это разрозненные треки, вычлененные из контекста четырёх разных игр, а потому что они относятся к великому наследию»

Лирическое отступление. Сборник раритетов скомпилирован так, чтобы произвести лучший эффект и представить наиболее мелодичный материал, которого в архиве Ямаоки осталось, по всей видимости, значительно меньше альбомного формата. Формально альбом поделён на две основных части – с музыкой из третьей и четвёртой игры.  Его вторая часть явно проседает из-за случайности выбора, так как все действительно значимые би-сайды и ремиксы составили основу американского лимитированного издания саундтрека Silent Hill 4 -The Room-. Видимо поэтому дляSilent Hill Extra Music авторам компиляции пришлось прибегать к индустриальному эмбиенту, всегда сознательно выносившегося Ямаокой за пределы официальных саундтреков, но популярному среди любителей экспериментальщины. В этой связи понимаешь, что несколько эмбиент треков из одной игры – это мучительно мало. По-хорошему, надо было отвести под каждый саундтрек два диска: один под традиционную музыку, второй под экспериментальную. Говоря о шумовых зарисовках «Сайлент Хилла», навеянных, не побоюсь этого слова, индустриальными симфониями ранних фильмов Линча, нельзя не заметить, что в каждой игре они были особыми. Эмбиент первой – немного более электронный, чем остальные, нарочито грязный и шипящий, во второй – более винтажный и мистический, в третьей – статичный, в четвёртой – минималистический и чистый. Все эти эксперименты можно было свести в полноценные звуковые коллажи и ремастировать. Из удачных примеров подобной деятельности можно вспомнить недавний саундтрек к Kane & Lynch 2: Dog Days, а также уже упоминающуюся здесь радиопьесу, но не судьба.

«После первых четырёх треков в альбоме запрятана самая сокровенная вещь, наличие которой для большинства оправдывает весь SilentHillSoundsBox– оригинальная расширенная версия Lost Carol»

После первых четырёх треков в альбоме запрятана самая сокровенная вещь, наличие которой для большинства оправдывает весь Silent Hill Sounds Box – оригинальная расширенная версия Lost Carol, сопровождающая одну из разговорных сцен Silent Hill 3, чистый вокал Мэри Элизабет МакГлин и более ничего. За ней – укороченная, но ничем более явно не отличающаяся версия Rain Of Brass Petals. Изменениям, впрочем косметическим, подверглась и Innocent Moon. Зато поклонники Джо Ромерсы обрадуются JOE Sweet Dreams, двухминутному скетчу с абстрактным вокалом, практически мужской версии Lost Carol, но с некоторым аккомпанементом. Last Boss Remix, как видно из названия – тяжёлый индустриальный трек, игравший во время финального поединка. Параноидальная Danse Girl Dance – это попросту переименованный трек Heads No.1 из Silent Hill 3 Special Mini Sound Track EP. Оттуда же  пятиминутная, очень красивая и мелодичная инструментально-роковая All Screwed Up, ранее известная как Life и поэтому также не являющая большим сюрпризом.

Куда интереснее, что теперь на Silent Hill Extra Music официально доступен трек, играющий в меню статистики после финальных титров Silent Hill 3Queen Of The Rodeo, трип-хоп реквием с ангельскими голосами, абстрактными клавишами и пульсирующими синтезаторами, ранее или не прошедший внутренний контроль качества Ямаоки (может быть из-за сэмплированного вокала?), но скорее банально не уместившийся в альбом, теперь стал доступен слушателям. Довольно удивительная находка – I’ve Bean Losing You, тоже совершенно новая композиция, этакий чиллаут с налётом лёгкой меланхолии, волшебная вещь. No Excuses, на поверку оказывающийся треком Sun без голоса Мэри Элизабет МакГлин, завершает первую часть альбома. Впереди – бонусы из The Room, чуть менее интересные, но для кого-то важные.

Your Rain (Reprise) – кусочек припева известной песни, подложенный под эмбиентовую текстуру выглядит эффектно, но его слишком мало. Result – крошечная колыбельная из окна статистики четвёртой части, Last Walk – простоватый, но атмосферный трип-хоп из одной из концовок игры, Until The Stars Go Out – прямая наследница Last Boss RemixA Monster In Her Eyes – перемикшированная The Last Mariachi из главного меню, Clown Parade иSerious – не особо примечательные эмбиенты, Moments In Bed – ещё один трип-хоп скетч, на котором заканчивается подборка из чётвёртой части. В качестве эпилога – парочка не сильно примечательных техно-треков: Ki-No-Ko из Silent Hill: Lost Memories и KO, не вошедший вSilent Hill 2. Последние три трека представляют собой трешовую музыку из Silent Hill: The Arcade, из которой особо выделяется You Are Tired,  традиционной для Silent Hill концовки с инопланетянами – совершенно идиотический ремикс на главную тему The X-Files Марка Сноу. Разумный вопрос, почему тогда здесь нет музыки из UFO Ending предыдущих частей, остаётся открытым.

Альбому Silent Hill Extra Music также катастрофически не хватает второго диска. На нём могли бы разместиться демо-версии известных треков Ямаоки. Наивно полагать, что таковых не существует, учитывая JOE Sweet Dreams и Innocent Moon (Other Take), но скорее всего они остались только у самого композитора, а он – занятая пчёлка. Здесь могли бы быть инструментальные версии песен, они бы никогда не помешали и это распространённая практика хороших Deluxe-изданий. Перечислять прочее не вошедшее —  всё равно, что резать вены на руках фанатов. Где, например, мелодия музыкальной шкатулки из Silent Hill 2, где музыка карусели из Silent Hill3? Мистические клавиши, игравшие во время диалога Марии и Эрнеста? Наверное, всё это должно остаться в наших мечтах, ведь надо же о чём-то мечтать, верно?

Pasya, специально для Game-OST.ru