Assassin’s Creed: Brotherhood — Вангелис и Циммер могут гордиться

 Room in Rome

Нет больше симфонического минимализма, мягких абстрактных клавиш, женских оперных вокалов – иссякла романтика. ВAssassin’s Creed: Brotherhood, продолжении Assassin’s Creed 2, центральная фигура игры Эцио Аудиторе уже не просто эмоциональный юноша, переживающий смерть семьи, он предстаёт здесь мастером ассассином, и его главная миссия – месть. Кроваво-мрачной истории Assassin’s Creed: Brotherhood больше не нужны придающие женственности тонкие музыкальные материи, атмосферный эмбиент и плавные мелодии, умиротворённо расстилающиеся над Флоренцией и Венецией эпохи Ренессанса – местом и временем событий Assassin’s Creed 2 . Герои и события «Братства» заключены в объятия Древнего Рима, а на арену боевых действий выводится смертельный звук: барабаны войны — грубые и эпические, неправильно извлекаемые из инструментов — как будто олицетворяют сломанное оружие, а преимущественно устрашающие мужские хоралы подчеркивают могущество Римской империи.

Assassin’s Creed: Brotherhood – игра-послесловие, быстрый двенадцатимесячный проект, выстроенный на мощах и мощностях сверх успешной Assassin’s Creed 2. Музыкальные наработки второй части также используются в «Братстве» по максимуму: основной массив саундтрека приходится на слегка переделанные «флорентийские» и «венецианские» темы, которым добавлены более мрачные текстуры, кое-где – альтернативные скрипичные или гитарные партии, а местами убран, или наоборот прописан ритмический рисунок. Этот массив звучит только в самой игре и вынесен за пределы официального саундтрека, треклист которого составляет один час полностью новой «военизированной» музыки, записанной специально для игры. И эта музыка проблемная: она монотонная и грузящая, на протяжении всего альбома, непрерывно выстукивающая нескончаемые ритмы и, за редкими исключениями , не дающая отдыха ушам и мозгу, хотя по-прежнему замечательно работающая как игровой саундтрек, да притом такой, какой едва ли кто сможет написать вместоДжеспера Кида.

Первое, что бросается здесь в глаза то, что Кид начинает грешить тем же, чем в своё время увлекался звёздный композитор Беар МакКрири (телесериалы Battlestar Galactica и The Walking Dead) – злоупотреблением эпической перкуссией. В Assassin’s Creed 2 она была органично вплетена в экшн-композиции, здесь перкуссия – атрибут почти каждого трека, она в самом центре внимания. Не сказать, что Киду вдруг изменяет вкус, а гармония ускользает от композитора (вкуса у Кида не меньше, если не больше, чем у приснопамятного МакКрири, а идей – по ощущениям, на пару десятилетий вперёд), но от музыки «Братства» сквозит некой усталостью . Не меланхолией, как в драматической музыке Assassin’s Creed 2, а именно усталостью – Кид редко сочиняет две стилистически схожие работы подряд и, вероятно, тема средневекового убийцы ему несколько наскучила. На дальний план уходят в том числе акустические и электрогитары Брайана Трифона из IDM-проекта Trifonic, ставшие настоящим украшением не только Assassin’s Creed 2, но и других произведений Джеспера Кида (вместе с Брайаном Трифоном они работали над музыкой к хоррор-триллеруStaunton Hill Кэмерона Ромеро, сына того самого легендарного Джорджа Ромеро).

Саундтреки первых двух игр серии Assassin’s Creed состояли из сплошных инструментальных хитов – ярких, моментально запоминающихся композиций, порой, даже если те были бесформенными эмбиентовыми полотнами. В Assassin’s Creed: Brotherhood по-прежнему есть за что ухватиться, но по-настоящему крепко сбитых произведений много меньше, а плохо выстроенная драматургия альбома сильно портит впечатление от самых удачных вещей. Альбому явно не хватает пятнадцати-двадцати минут фоновых неритмичных тем, служащих разбивками между боевыми треками (в самой игре достаточно материала для расширения альбома), и в отличие от Assassin’s Creed 2 альбом открывается совсем неэффектно и скучно . Существуют две основные версии саундтрека , наполнение которых отличается незначительно. Первая — CD-диск из азиатского коллекционного издания (в европейском и американском музыка вмонтирована в DVD-оболочку диска с бонусными материалами, о чём сильно негодует западная аудитория). Вторая — официальный цифровой альбом. В первом варианте: перетасованы местами несколько вступительных композиций, трек Flags of Rome носит название Infiltrating the Borgia Castle, одна композиция отсутствует, зато есть два (впрочем, сомнительных) эксклюзива — тёмная симфония Legacy of the Borgia Family и электро-индастриальный номер End Fight, не вошедший в официальный саундтрек ко второй части, но запомнившийся многим игрокам в финале игры. Во втором, цифровом варианте, в самом конце разместилась отсутствующая в коллекционном издании концептуальная композиция Apple Chamber в стиле берлинской электронной школы. Вне зависимости от того, какой из вариантов достанется вам, начало альбома будет не таким впечатляющим как раньше: Borgia Occupation или Master Assassin.

В Borgia Occupation мы слышим несколько слоёв вокала – женские латинские голоса на переднем плане, мистический шёпот и басовые мужские позади; вокалы создают гнетущее впечатление, усиливающееся благодаря ровному неизменчивому ритму и тягучим скрипичным. Композиция выстроена так, что тревога постепенно усиливается: здесь нет отчётливо выраженного вступления – музыка подобна призраку, нарастает откуда-то из тени и к моменту предполагаемой кульминации начинает стихать, пока окончательно не скроется в тишине. Borgia Occupation – небанальный трек, но он не оказывает такого же сильного воздействия, как открывающая вторую часть взрывная EarthMaster Assassin в свою очередь звучит подобно типичному экшн-треку из второй части – акустическая гитара, перкуссия и чуть-чуть больше, чем обычно, искажённых, неправильно сыгранных струнных инструментов. Структура Master Assassin напоминает Borgia Occupation – предельно плоская, лишённая эмоциональных всплесков – не совсем то, чего мы ждали, вдохновлённые саундтреком Assassin’s Creed 2. Следующие два трека, Cesare Borgia и Flags of Rome ещё более невзрачны, поэтому их детальное описание придётся опустить, ведь далее начинается интересное.

Во-первых, могущественная сюита City of Rome – самая богато аранжированная и божественно красивая композиция, являющаяся одновременно римейком прекрасной Dreams of Venice и явно достойная того, чтобы быть открывающей темой альбома. В шести минутах City of Rome воедино сплетается пафос огромного мегаполиса и необычайная лёгкость, с которой птицы парят в небесах, изумительные электронные бэкграунды, гитары, скрипки, всевозможные голоса. Как и в предшествующих саундтреках Кида, в Assassin’s Creed: Brotherhood можно найти цитаты не только из собственных произведений композитора. Так в City of Rome можно усмотреть отголоски The Might of Rome Ханса Циммера из саундтрека к «Гладиатору» в целом: внимание к деталям, эпичность, хорошая работа с хором. Ещё большее влияние на Assassin’s Creed: Brotherhood оказывает музыкальная дорожка из «Александра» (отсюда пошёл упор на перкуссионную составляющую), написанная любимым и наиболее цитируемым композитором Кида – Вангелисом. Как и в своё время Freedom Fighters, «Братство» можно расценивать не иначе, как очередное признание Кида знаменитому греку , у которого, ещё во времена расцвета демо-сцены на Amiga, Кид беззастенчиво тырил сэмплы. Во-вторых, излишне короткая, но бойкая The Brotherhood Escapes – настоящий удар по зубам Циммеру и всей так называемой «трейлерной» музыке в целом. Мелодия The Brotherhood Escapes одновременно напоминает и главную тему «Скалы» и вообще всю современную прикладную симфо-электронику, при этом в The Brotherhood Escapes столько свежести и драйва, что Ubisoft непременно надо отдать композицию на растерзание трейлер-мейкерам. А подобную музыку Кид чувствует прекрасно. Вспоминается не только мастерски озвученный им дебютный ролик Assassin’s Creed 2, но и трейлер голливудского фильма «V» значит Вендетта».

Электроника в Assassin’s Creed: Brotherhood сведена к минимуму, ведь даже самые мелкие звуки записаны с использованием живых инструментов . Конечно, иногда кажется, что клаустрофобические струнные были взяты из саундтрека Джонни Гринвуда к «Нефти», гитарно-эмбиентовые ландшафты позаимствованы у Говарда Шора из«Автокатастрофы», а общий подход к использованию «полевых записей» подсмотрен у Амона Тобина и игры inFamous(особое сходство с inFamous имеет виолончель в Ezio Confronts Lucrezia), но в целом это создаёт абсолютно новый экспириенс от прослушивания музыки Кида и, вероятно, именно ради этого была принесена в жертву мелодичность . По этой же причине вся основная, центральная часть альбома – самая невыразительная и лишенная глубины. В The Pantheonмы слышим низкие клавиши, в Villa Under Attack и Battle in Spain – хоралы в стиле Hitman, но так или иначе, основой этих и многих других композиций является одна и та же перкуссия, металлические лязги, шорохи, постукивания и поскрипываниях . Официальному саундтреку Assassin’s Creed: Brotherhood не хватает полноценных бонус-треков для полноты картины. Ubisoft могла бы включить сюда Abstergo Escape, Venice Escape Low и красивый фортепьянный трек, играющий после освобождения цитадели Форли из второй части.  Тем не менее, нас ждёт довольно изящное завершение альбома — пронзительно печальная солирующая скрипка под аккомпанемент мягких пульсирующих синтезаторов вDesmond Miles и медленных переливов электронных клавиш в VR Room, а также финальный аналоговый трип Apple Chamber – любовная весточка Клаусу Шульце.

Pasya, специально для Game-OST.ru 

Кроме того стало известно, что дебютный сольный альбом Кида будет духовным и мистическим как его саундтреки к играм Assassin’s Creed. Если, конечно, этот альбом когда-нибудь выйдет.