«Тёмный Рыцарь»: серьёзное кино для самых маленьких


Зачем приписывать каждому блокбастеру революционность? «Железного Человека» называют революционным, потому что он супермен не с рождения, он им стал благодаря своему таланту инженера, и потому что первые пол часа фильма занимался нудной разработкой костюма, прежде чем задать жару. В «Тёмном Рыцаре» впервые супергерой не может в одиночку противостоять преступности, и вместо эффектного искоренения врагов в финале картины скрывается в пучине ночи. В отличие от совсем уж идиотического «Железного Человека», новый Бэтмен серьёзный, длинный и наполненный деталями, за которые так любят цепляться рекламщики. Но, господи, какого хрена провозглашать фильм революционным из-за таких мелочей? Можно было ещё вышибить мозги маленькому мальчику и поэтому провозгласить нового «Бэтмена» революционным. Правда, мозги маленькому мальчику вышибли ещё в «Залечь на дно в Брюгге» (подозреваю, что также и в тысячи других фильмов), здесь же этого не позволил детский рейтинг. Поэтому приходится цепляться за «повышенный уровень реализма» — термин, пришедший из индустрии видеоигр, малопонятный, и потому придающий этот самый оттенок серьёзности.

Конечно, «Бэтмен» – это не фильм, это экранизация комикса, а экранизация сама по себе клеймо. Тем не менее, «Тёмный Рыцарь» — тот же случай, что и «Хэллбой 2: Золотая армия» — экранизация не только образцовая, но и не глупая (если бы только не мужик в резиновом костюме летучей мыши, было бы вообще шикарно). Успех «Тёмного Рыцаря» связан лишь с рекламным бюджетом и с недавней смертью Хита Лэджера, исполнителя роли нового Джокера (старого когда-то сыграл Джек Николсон). Точнее со спекуляцией на смерти актёра: фильм подносится зрителю как последняя роль Лэджера, в действительности ей не являясь. Последняя роль Лэджера пришлась на совсем уж малобюджетный фильм, поэтому широкие массы не обращают внимание на обман; или на маленькую хитрость, кому как нравится. И одно дело, когда российские прокатчики называют какой-нибудь «Дневной дозор» главным российским блокбастером года, выпуская его первого января и имея полную уверенность, что за год никто лучше не снимет, и совсем другое дело, когда ради выгоды приходится скрывать истину. Это низкий поступок по отношению к актёру, который своей игрой вытянул персонажа из комиксов на недосягаемую высоту. Который обеспечил невероятный успех фильму и который, как поговаривают, вполне может получить посмертный «Оскар».

Джокер, он как Антон Чигур из кинофильма «Старикам тут не место» — персонаж второго плана, появляющийся в кадре нечасто и ненадолго, но благодаря великолепной актёрской игре удерживающий на себе внимание, заставляющий верить в то, что он тут главный. И это недалеко от истины. При этом, в Джокере, как и в Чигуре, человеческого больше, чем в остальных. Его тоже не интересуют деньги. Он, вроде как, выше всего этого. Но если «Старики» братьев Коэнов был очень убедительным, понятным без лишних слов фильмом, то «Тёмный Рыцарь» не даёт простора для мысли, постоянно напоминает, кто есть кто и кто во всём виноват. Это история без глубины и драматизма, но со стилизацией под них; всего лишь мрачноватая сказка для самых маленьких впечатлительных зрителей. «А чё ты такой серьёзный?» — козырная фраза Джокера и наверно одна из ключевых. И правда, как можно относится к этому цирку серьёзно?