«Интернэшнл» Тома Тыквера: выцветший вариант «Кванта Милосердия»


Клайв Оуэн, которого некоторое время назад пророчили в обновлённого Бонда, актёр всё же более интересный и любимый, чем Дэниел Крэйг, и потому первый кадр «Интернэшнл», где его герой с печальным видом бегает глазами из стороны в сторону, вселяет столько надежды, сколько вполне достаточно, чтобы до самого финала ожидать какого-то чуда. Чуда не произойдёт: Оуэну, который мог бы играть без слов одной только мимикой, отстранённо и без всякого энтузиазма произносит фразы из второсортного сценария и, похоже, сам ни черта не понимает в чём же дело. В ногах между тем путается явно лишняя Наоми Уоттс, а оператор, злоупотребляющий крупными планами, всеми силами обесцвечивает и без того пасмурную Европу. Всё это начинает напоминать «Кванта Милосердия» наоборот, нарывающийся в сравнения неслучайно – это тоже дебют «независимого» режиссёра в коммерческом кино; осталось только понять, насколько этот дебют полезен всем нам.

Если «Квант» динамичный и яркий (всё-таки Марк Форстер тщательно работает над визуальным стилем), то «Интернэшнл» снят настолько банально и простецки насколько вообще можно. Бывали на нашем веку шпионские триллеры серы и практически лишённые экшена, но при этом от начала и до конца увлекательные: «Тайные Агенты» с Касселем и Белуччи, или же необычайно длинный «Ложное Искушение» с Мэтом Деймоном. «Интернэшнл» не такой, он совсем пустой и тусклый, словом выцветший и безжизненный. Как говорят те, кто окончательно не может смириться с уходом Тыквера в Голливуд, он такой намеренно, стилизованный под кино 70-х. Но тогда выбранная концепция явно ошибочна – в 70-х ведь снимали лучше, а здесь лишь использовали ограниченный набор приёмов типа «фокус – расфокус» и «крупный план – очень крупный план».

Как и в «Кванте Милосердия», поставленном неплохо, но далеко не идеально, здесь также только три с половиной сцены, по которым можно разглядеть почерк мастера. Здесь примерно такой же условный сюжет (кто-то финансирует перевороты в странах третьего мира), здесь аналогичные и бестолковые диалоги («Сколько дней ты не спал?», «Тони Старк, твой костюм менее совершенный, чем мой – тебе никогда не одолеть меня!»). Места действия, как ни странно, либо похожие, либо те же самые, например, то озеро в Италии из вступления «Кванта», тот же горный серпантин; только автомобильная погоня в «Интернэшнл» так и не начинается, хотя её все очень ждали. Зато есть перестрелка в оном из музеев Нью-Йорка — единственная в фильме, да и та – привет «Кванту» и его «арт-хаузной» перестрелке в опере. Но, как и в скучном фильме «Мерин: инстинкт убийцы» (в российском прокате — «Враг государства №1»), одна эффектная потасовка не в силах заставить полюбить это целиком. Как и в «Кванте», саундтрек здесь – один и тот же клавишный мотив на весь фильм, разбавленный симфоническим эмбиентом и холодной, но довольно заурядной электроникой.

Том Тыквер, когда-то очень давно снявший культовую картину «Беги Лола, беги» и относительно недавно и довольно удачно экранизировавший «Парфюмера» своего соотечественника Зюскинда, режиссёр талантливый, но всё же явно перехваленный – наснимал слишком мало, а внимания получил слишком много. «Интернэшнл» в итоге оказываетмя не просто политическим банковским триллером, а ещё и предельно реалистичным кабинетным триллером, где у агента Сэлинджера в нужный момент не оказывается ни полномочий, ни пистолета – Интерпол ведь не ловит преступников, он лишь занимается бумагами, а подобные дела передаёт другим ведомствам. Тыквер во многом походит на своего героя, он обходиться тем малым, что есть (в данном случае – скромным бюджетом, по причине которого весь предполагаемый экшен ловко остаётся за кадром) – как будто идёт в обход системы. Может дать ему шанс и тогда в будущем, возможно, у него выйдет что-то интересней? Вопрос только как скоро?