Гейм-дизайн

Кроме того, что вторая «Мафия» будет проходиться за 15 часов, разработчики также заявили, что площадь Empire Bay будет на четверть меньше Lost Heaven, и, в отличие от продолжительности игры, я нахожу это замечательным (хотя недавно чехи признались, что всерьёз задумывались выпустить игру на двух дисках для консолей). Нахожу замечательным не потому, что гигантоманией никого не удивишь уже, а потому что современные видеоигры перешлю рубеж, когда открытый мир им чаще всего вредит. Так, например, пытаюсь пройти Assassin’s Creed 2, но при всех её множественных достоинствах, я пребываю в унынии не столько даже от однообразия дизайна уровней (хотя это здесь главная проблема – Ubisoft даже не пытались изменить планировку улиц из первой части, просто сделали дома повыше и перерисовали текстуры), сколько от их размеров,.

К удивительному балансу, конечно же, пришли Rockstar Games в GTA 4, не став бить собственные рекорды (см. масштаб San Andreas), но сделав отрытый мир максимально приближённым к реальности. Т. е. таким, каким он в перспективе должен быть – не бессмысленно гигантским (хотя я ни в коме случае не хочу сказать, что San Andreas неоправданно велик, как раз нет – там ничего не сделано просто так), максимально продуманным и детализированным, что, во многом, и создаёт эффект масштабности: даже наиграв сотню часов в GTA 4, вы всё равно будете путаться в улицах и маршрутах, как будете путаться каждый раз в реальности, приезжая в новый город или исследуя уже знакомый мегаполис. Я наизусть помню город первой «Мафии», Liberty City в GTA 3, я могу подсказать дорогу к любому объекту в Vice City, но трижды пройдя San Andreas я не перестаю сверяться с картой местности, не говоря уже о запутанной, не укладывающейся в голове структуре Liberty City в GTA 4 (который явно меньше штата San Andreas). Но одно дело, что путаться в бесконечных улочках таких произведении архитектурно-дизайнерского искусства как GTA – это удовольствие, совсем другое – исследовать однотипные миры всех остальных игр. Ну, кроме, само собой, «Мафии». Как же я жду эту игру.

Что интересно, GTA 4 не стала хуже от того, что из неё вырезали кучу приятных мелочей из предыдущих частей, которые и делали GTA такой великой. Так, в четвёртой части совсем мало шмоток, здесь скромнейший арсенал, и, что самое обидное, больше нельзя работать таксистом (что было бы символично, учитывая, что главгерой – эмигрант из Восточной Европы), водителем на скорой или пожарной. Но я уверен, Rockstar всех перехитрит и всё вернёт на свои места с новыми загружаемыми эпизодами или полноценным addon’ом.