Max Payne 2: The Fall of Max Payne

Tears In Rain

При содействии местного сенатора, последнего честного человека на свете, суд оправдывает полицейского Макса Пейна с трагической судьбой, подставленного, обезумевшего от чувства мести и устроившего нью-йоркской мафии кровавую бойню. Так и не оправившись от кошмарных событий, страдающий депрессией Пейн возвращается в полицейский департамент в качестве детектива по расследованию убийств. Во время одного из рядовых заданий он невольно ввязывается в новую передрягу, встречает считавшуюся погибшей старую знакомую и влюбляется.

Про Max Payne нужно знать следующее. Вдохновлённая нуар-фильмами и гонконгскими боевиками, «Криминальным чтивом», «Матрицей», «Расплатой» и «Семьёй Сопрано», финская студия Remedy в 2001 году совершила революцию, выпустив одну из самых кинематографичных видеоигр в истории — драматичный нео-нуар шутер Max Payne, повествующий о безжалостной мести за смерть жены и дочки съехавшего с катушек полицейского под прикрытием. Накаченный болеутоляющими и наркотиком «Валькирия», шокированный случившимся, Макс Пэйн вместе с игроком совершает захватывающее двухдневное путешествие по самым малоприятным местам ночного зимнего Нью-Йорка, оставляет позади себя более полутысячи трупов, наживает немало врагов и катастрофическое количество проблем.

Max Payne вознесла Remedy до небывалых высот и, в частности, сильно прославила своего сценариста Сэма Лейка, заслужившего в игровой индустрии не меньшего уважения, чем Квентин Тарантино в кино. Шумиха вокруг Max Payne была не беспочвенной: финны с упорством и любовью создали криминальную драму высшей пробы, с мощной графической технологией, яркими персонажами и глубоким погружением в атмосферу безысходности. Талант Remedy подкрёплён временем: у Max Payne, сделанной, к слову, за гроши, было немало подражателей и завистников, однако все их потуги были тщетными. Дошло до смешного: успех Max Payne не смогла превзойти даже Stranglehold, срежиссированная и спродюсированная могучим Джоном Ву, режиссёром, сильнее всего повлиявшим на стиль Max Payne.

Сиквел, Max Payne 2: The Fall of Max Payne, ярко выделяется на фоне оригинальной игры прежде всего технологически – до сих пор он входит в десятку самых фотореалистичных видеоигр в мире. В этом нет секрета: после прорыва первой части издательство Take2 взяло Remedy под своё крыло, а принадлежащая ему студия Rockstar Games (разработчик сверхпопулярного сериала Grand Theft Auto) оказала всяческую поддержку; сейчас, и того круче, Remedy обласканы и пригреты игровым подразделением корпорации Microsoft (над которой ранее Remedy красиво простебались в первой части). Увеличение бюджета позволило нанять профессиональных актёров, позировавших для внутреигрового комикса (стилизованная под рисунок акварелью, графическая новелла является основным рассказчиком сюжета и, несомненно, выдающейся находкой Remedy), усовершенствовать визуальные эффекты, записать живой саундтрек, в конце концов.

В Max Payne 2, как и в первой части, события развиваются исключительно ночью; вдобавок всё время идёт дождь. Только время года с зимы сменилось на осень, что тоже оставило отпечаток на музыкальном сопровождении. На смену урбанистическому саундтреку первой части с присущей ему гитарной агрессией и рок-биту пришла грустная, лирическая неоклассика с доминированием скрипичных и струнных. Преисполненная драматизма культовая главная тема, в первой части исполненная на фортепиано, в сиквеле переродилась в тягучую меланхоличную симфонию с виолончелью в качестве основного инструмента (аранжировку выполнил Пертту Кивилааксо, виолончелист металлического коллектива Apocalyptica). По воздействию на подсознание главная тема The Fall of Max Payne не уступает музыкальной теме Клинта Мэнселла для фильма «Реквием по мечте» или его же пост-роковым опусам для «Фонтана».

В работе над Max Payne 2 вновь были задействованы композиторы первой части и хорошие друзья Remedy: Кэртси Хатакка, фронтмен важнейшей финской группы Waltari, басист, клавишник и одарённый вокалист, а также его приятель, саунд-продюсер Киммо Каясто, прослывший среди коллег виртуозным клавишником и гуру программирования ударных; про рок-группу Poets of the Fall, ставшей известной на весь мир благодаря Max Payne 2 и гениальной балладе Late Goodbye все писали такое количество раз, что повторять это уже просто неприлично (кто хочет, может прочитать биографию группы на Game-OST.ru).

На этот раз композиции из игры не зациклены по кругу, они имеют полноценные вступительные и заключительные части, не стеснены никакими рамками, и как следствие почти в два раза увеличились в хронометраже, однако по-прежнему используются только в ключевых сценах, поэтому и длительность саундтрека колеблется всего лишь в районе получаса. С другой стороны, здесь работает принцип «меньше музыки – лучше качество», смотрите сами: каждая пьеса уникальна и великолепна, и безошибочно раскрывает характеры главных персонажей. Вместе с высочайшим качеством записи и мастеринга (выполненного продюсером и клавишником Poets of the Fall Капитаном в лучшей звукозаписывающей студии Финляндии Finnvox Studios) музыка в Max Payne 2 бьёт по самым сильным точкам восприятия. И, можно сказать, дожидаются официального релиза на физическом носителе, но нет — Take2 нет никакого дела до финских музыкантов, паблишер сконцентрирован на издании музыки разве что из своего главного франчайза Grand Theft Auto.

Музыка в Max Payne 2 сильнее и глубже оригинала не только в техничном, но и в эмоциональном плане. Этому есть объяснение: композиции в оригинальной Max Payne были привязаны к локациям и ситуациям (впрочем, и там отлично справлялись со своей целью), в то время как характеры персонажей раскрывались в графической новелле посредством озвучки и визуальных образов. В сиквеле приоритеты сместились, и на страницах комикса доминирует преимущественно любовная линия между Максом и Моной Сакс, в то время как остальные действующие лица занимают большее место в кинематографичных сценах на движке игры; почти половина музыкальных тем в игре написана именно для героев этих сцен. Именно музыка мастерски дополняет их образы.

Max’s Duty Corrupted – Winterson начинается с грязного, грозного гитарного проигрыша, который перетекает в фоновый режим, обличая маршевые ударные с подмешивающимися к ним скрипичным мотивам. Этот эксперимент по скрещиванию инородных, плохо сочетающихся друг с другом инструментов создаёт поистине необычный, таинственный эффект. Подобный фокус как-то раз удался композитору «Секретных материалов» Марку Сноу, который в концептуальной серии «Треугольник» совместил несовместимое и подружил танцевальный джазовый номер с холодной электроникой и тяжёлыми звуками клавиш. Max’s Passion – Mona более всего похожа на заглавную композицию редким использованием электронной перкуссии и структурой. Эта тема имеет готическое оркестровое вступление (с поправкой на камерность оркестра) с плавно нарастающим драматизмом, к середине, когда страсти уже сложно сдерживать, достигающем своего пика и чуть ли не срывающегося на слушателя ливнем, плотной стеной звука. Утончённая, мелодичная и несколько женственная, во второй своей части, когда Кэртси и Киммо вводят электрогитары, композиция отражает и другую сторону Моны, задумчивую и тревожную.

Max’s Choice — Duty vs. Passion, неслучайно выбранная для одного из трейлеров игры, является, пожалуй, самой драйвовой и новаторской композицией, чьё вступление на клавесине моментально впечатывается в память, а массивный электронный бит под звуки гобоя пускает мурашки по коже и заставляет вжиматься в спинку кресла. Экшн-линию Max’s Choice продолжает Mona — The Professional, ещё одна крайне динамичная, полуакустическая композиция с ломаным ритмом, ревущими гитарными соло, а также скрипичными, обыгрывающими мелодию из Max’s Passion. Темы Max’s Choice и Mona разделены между собой единственным в игре эмбиент треков Max Hurt — Danger and Consequences с всплывающими то и дело из темноты звуками виолончели (схожий приём используется и в Alan Wake).

Пропитанная музыкальной атмосферой первой части, напряжённая и стремительная Vladimir — The Enemy, Betrayal, The Inner Circle делает упор на электронную составляющую (прежде всего на приглушённые гипнотические ударные с нанизанными на них эффектами и атмосферными падами) и всем видом демонстрирует подлый, прогнивший характер этого персонажа. Угнетающая атмосфера Max’s Nightmare, ремикса одноимённой композиции из первой части, складывается из повторяющихся низких клавиш и сюрреалистического звукового дизайна, призрачных шорохов, протяжных скрипов и некоторых элементов, позаимствованных у Max’s Choice.

Внимательнейшая к мельчайшим деталям, Max Payne славилась своим богатым культурологическим бэкграундом. Полностью построенная на цитатах и приёмах из кинематографа, игра, с одной стороны раздражала критиков не знающим меры заимствованием и прямолинейностью, если не сказать примитивностью сценария, с другой — ублажала вкус синефилов, вызывала восторг каждым кадром и каждой репликой – и правда, до Remedy никто из разработчиков видеоигр так тонко не переосмысливал кино. Связь с кинематографом ощущалась и в музыкальном плане: корни главной темы явно уходили прямиком к «Твин Пиксу» с его размеренными гитарами партиями и клавишами. Другая аналогия: когда Макс оказывается в декорациях вымышленного телешоу «Адрес неизвестен», звучит загадочная и восхитительная Address Unknown (The Funhouse Remix) – мрачная и медленная джазовая пьеса с мистическими звуковыми ландшафтами, настоящий трибьют Анджело Бадаламенти, каждой ноткой излучающий атмосферу музыки «Твин Пикса». Кстати, вокалист Poets of the Fall Марко Саарестро озвучил телесериалы Address Unknown и The Void в первой части игры, нарисовал комикс про Капитана Бейсбольную Биту (тонкая шутка над Капитаном), а также подарил внешность русскому бандиту Владимиру.

Такие игры как Max Payne и Max Payne 2: The Fall of Max Payne выходят, наверное, раз в пятилетку, имеют сложную судьбу, подчас создаются на коленке, подвергаются критике или просто холодно принимаются публикой, но при всех недостатках всё равно являются величайшими представителями интерактивного искусства. Такими, ради которых не стыдно признаться окружающим – я играю в видеоигры! И слушаю музыку из них… Иногда.

Pasya, специально для Game-OST.ru