Звук вокруг: Майкл Манн

Афишный киноблог пересматривает «Полицию Майами» — как и «Охотник на людей» — это один из лучших фильмов Майкла Манна, проигнорированный массами (Mangrove, например, сказал что-то типа «а я на Афишу зашёл, прочитал, что он в прокате провалился и не стал смотреть»; я ему пару месяцев назад диск дал, надо спросить как оно). Надо сказать, что ко всему прочему, фильмы Майкла Манна — ещё и хорошее пособие для саунд-дизайнеров – хороший звук (не обязательно даже для экшн-фильмов) – залог успеха (см. например отечественный римейк «Горячих новостей»). У Манна очень своеобразная работа с окружающим звуком (с так называемым city ambience) – он его очень сильно приглушает (вместе с музыкой), выводя на передний план звуки выстрелов и крики людей. Это добавляет определённую глубину как минимум экшн-сценам Манна — зрителю становится трудно уловить нюансы звуковой панорамы, ему приходится постоянно вслушиваться в то, что происходит на фоне и, соответственно, отвлекаться от звуковой картины переднего плана. Мало кто задумывается об этом (особенно если вы не видели тот или иной фильм Манна более одного раза), но его работа со звуком оказывает гипнотическое свойство – очень сильно погружает в себя, а когда сцена заканчивается, часто возникает желание пересмотреть её.

У Манна на этом эффекте погружения построены не только экшн-сцены – в той же «Полиции» удивительно круто сделаны проезды спорткара по пустынному ночному городу – там, насколько помню, практически полностью отсутствует звук, кроме рёва двигателя и специальных минималистических (и потому трудно различимых) music cues. Ещё про монтаж звука и использование музыки можно много написать, но я бы хотел плавно перейти к оригиналу «Горячих новостей», всё-таки Джонни То – это такой китайский Майкл Манн хотя бы по части звука. Фильм начинается с той самой легендарной, предельно реалистичной перестрелки, снятой одним 8-минутным планом (и без использования музыки). Так вот там очень интересный, я бы сказал эффектный в эмоционально-музыкальном плане переход к первой монтажной склейке – довольно размеренная перестрелка на тихой улочке (сцена не отягощёна звуком, и подчёркиваю – лишена музыки), никто никуда не торопиться, не бежит. А потом бах – монтажная склейка, сразу же начинает играть динамичная музыка и все выбегают на оживлённую улицу, где городской хаос подчёркивается богатой звуковой палитрой (начинают больше стрелять, кидать гранаты и проч.). Я знаю, что в нашем римейке эту сцену решили не переснимать, но всё равно интересно, уловил ли Сэм и его команда эти музыкальные и звуковые настроения, заложенные Джонни То.

Если вернуться к нашей излюбленной теме видеоигр, становится видно (точнее слышно), что саунд-дизайнеры пока что не очень-то и пытаются экспериментировать со звуком. С моей стороны это конечно не очень обоснованная предъява (всё таки в плане звука современные игры сейчас развиваются стремительнее, нежели по части геймплея) – в GTA 4 радио слышно, например, даже когда ты находишься не в машине – это великое достижение я считаю. Так вот игровые звуковики сейчас большей частью заимствуют у Манна лишь концепцию саундтрека и «чтобы звук винтовки был как в «Схватке», теряя из виду вот это работу с панорамой, слоями и контрастами – от насыщенного к минималистическому. Т. е. они делают Manhunt, заимствуя у Мановского Manhunter`a идею нойзового музыкального сопровождения на винтажных синтезаторах или, скажем, во всю эксплуатируют в экшн-сценах «Кейна и Линча» идею прогрессивного гитарного саундтрека «Схватки» (ну и так далее, примеров много), а дальше не двигаются, забывают про другие приёмы. Хотя, может быть просто время не пришло.