Интервью с Норихико Хибино, композитором Metal Gear Solid и Ninja Blade

В 2001 году скоре после релиза Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, новой серии шпионской игровой эпопеи гениального сценариста и режиссёра Хидео Коджимы, внимание к голливудскому кинокомпозитору Гарри Грегсон-Уильямсу («Скала»Майкла Бея) было огромным как никогда: ранее для работы над игровыми саундтреками не привлекалась личность подобного масштаба. На фоне высочайших продаж MGS 2 и оглушительного успеха музыкальной дорожки Грегсон-Уильямса, широкие массы разглядели ещё один талант – японского композитора и джазового саксофониста Норихико Хибино. Уже на примере MGS 2 было заметно, что и Гарри и Норихико являются музыкантами равного масштаба.

Музыка Гарри постоянно звучала на большом экране в десятках блокбастеров – ежегодно композитор записывал саундтреки для четырёх-шести фильмов, обретая тем самым тысячи фанатов по всему миру. Такой молниеносный темп работы в конечном итоге не мог не сказаться на качестве творчества Гарри – несмотря на пафос, его оркестровка становилась всё более монотонной и скучной, одни и те же лейтмотивы стали кочевать из одного саундтрека в другой, а используемые сэмплы электронных инструментов и эффекты с годами и вовсе перестали меняться. Как изначально игровому композитору, Норихико достались куда более скромные почести, а его портфолио не могло похвастаться таким количеством крупнобюджетных проектов. В то же время он уделял большее внимание звуку, а многие его композиции отличали красивые партии саксофона. Со временем его музыка лишь расцвела.

В прошлом году мир видеоигр был наповал сражён эпической и как всегда гениальной Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots – очередным трудом Хидео Коджимы с музыкой Гарри Грегсон-Уильямса и целой команды японских композиторов. Но, несмотря на ликования игроков и высокие оценки в прессе, Guns of the Patriots явилась серией MGS с самым слабым музыкальным сопровождением – партитура Грегсон-Уильямса оказалась банальной и безликой. Норихико Хибино к тому времени уже покинул стены Konami, собрал мощную команду композиторов и основал собственную студиюGEM Impact, которая плодотворно работала над широким спектром игровых проектов, аниме и сольными альбомами.

Саундтрек к Ninja Blade – его ответ провальной дорожке MGS 4. Это захватывающая смесь характерной для MGS эпической оркестровки, приправленная мягким живым звуком традиционных японских инструментов и интенсивной современной электроникой. Восьмиминутная главная тему служит своеобразным тизером саундтрека – всё, что вы услышите в ней, будет развиваться на протяжении всего альбома. Она начинается с саксофона и духовых инструментов подобно лучшим трекам из MGS, постепенно обрастает струнными, клавишами и симфоническими элементами с хором; с третьей минуты появляются электронные ударные, напряжение начинает расти и композиция стремительно набирает темп.

По сути, весь саундтрек Ninja Blade является очень удачным переосмыслением кино-трилогии «Матрица», где, как многие должны помнить, всегда прослеживалось сильное влияние азиатской культуры. В частности это касается драйвовых этно-электронных композиций Дона Дэвиса и Juno Reactor из «The Matrix: Reloaded», например, такой известной темы, как Mona Lisa Overdrive, звучащей во время небезызвестной авто-погони (и, надо заметить, одной из лучших в современно кинематографе). На сходство с «Матрицей» недвусмысленно намекает и обложка альбома с изображённым на ней утопающим в зелёном свете мегаполисе. Уже в треке In Skyscraper с его мрачной оркестровкой ясно проглядывается заглавная тема «Матрицы», в Big Enemies команда GEM Impact в открытую копирует героическую Navras (из финальных титров The Matrix: Revolutions) с присущими ей хоралами и тревожными клавишами, а в Speed Chase развивает концепцию Navras по части женского вокала. В Ninja Blade можно найти ещё как минимум с десяток подобных «пасхальных яиц», но это интересное занятие я бы предпочёл оставить внимательному слушателю и не стал бы лишать его такого удовольствия, ведь если вы любите «Матрицу», то саундтрек Ninja Blade станет приятным, оригинальным и довольно массивным дополнением к этой вселенной.

Pasya, специально для G-OST

Так же у нас есть интервью с композитором:

В этом году я начал проект «Лаборатория звуковой терапии Хибино», в которой, на основе медицинского и психологического бэкграунда, показывается звуковая терапия. Приятная музыка и расслабляющее видео несомненно вызовут необременительный сон.

Прочитать интервью