Kane & Lynch 2: Dog Days

The Acoustics of Crime

Осевший в Шанхае социопат Линч встречает прилетевшего из Штатов бывшего подельника Кейна, небритого наёмника с бельмом на глазу и шрамом в пол лица, планирующего провернуть в криминальной столице Китая крупную оружейную сделку. По дороге в отель Линч предлагает Кейну составить компанию в визите к одному должнику, и это плёвое дело оборачивается случайной гибелью дочки влиятельного китайского чиновника, натравливающего на «сладкую» парочку поочерёдно бандитов, полицию, спецназ и военных. О сделке приходится забыть – пришло время спасать задницы.

Двое агрессивных неприятных мужчин (Линч большую часть времени расхаживает в плохо скрывающей пивной живот майке-алкашке и часто разговаривает сам с собой, у Кейна просто нездоровый вид) были выведены три года назад на игровую сцену датской студией IO Interactive как попытка скрасить ожидание сильно затянувшейся разработки пятой части Hitman. Продолжение приключений профессионального киллера Hitman до сих пор не увидело свет, а Кейн и Линч уже переживают сиквел. Хотя подход к созданию игры не изменился: производственный бюджет остался крошечным, а маркетинговый по-прежнему превышает его в десятки раз (выход первой части сопровождался громким скандалом с купленной оценкой в рецензии портала GameSpot).

Понимая, что второй раз накормить своих поклонников трешем с закосом под криминальный боевик будет непросто, IO Interactive мастерски сняла с себя всю ответственность и возможные претензии по части технического несовершенства, предложив отведать игрокам экзотическое блюдо «собачатину», а иных сравнений быть не может. Брезгливые и слабонервные вежливо отказываются от такого «угощения», остальные с разным успехом и последствиями для организма приобщаются к восточной кухне. И хотя кулинарные сравнения – дичайшее клише и бич современной журналистики (не относящейся напрямую к еде и ресторанной критике), за которое авторов хорошо бы было бить ссаными тряпками, но в случае с «Собачьими днями» есть шанс не запятнать репутацию.

Вся игра сделана так, как будто смотришь низкокачественную криминальную хронику на YouTube, а действие нарочно перенесено в вызывающие отвращения места – вонючие городские трущобы, грязные кухни, рыбные рынки и прочие задворки цивилизации. Камера судорожно трясётся, любые источники света ослепляют бликами, изображение зернится и распадается на пиксели, кадры в кинематографических сценах грубо смонтированы, звук то и дело пропадает, вместо музыки индустриальный шум, а тут ещё и пули свистят над головой и экран заливается кровью. На высоком уровне сложности искусственный интеллект рвёт игрока как Тузик грелку, а продолжительность любой перестелки затягивается минимум в четыре раза. Dog Days – первая в истории настолько неприятная, напряжённая и экспериментальная игра. Любить её не за что, но пережитый экспириенс запомнится навсегда, а это уже достижение.

На самом деле, если копнуть глубже, окажется, что документальные видео на YouTube как основной источник вдохновения для Kane & Lynch 2: Dog Days ещё одна выдумка маркетологов, чётко бьющая в целевую аудиторию цифрового поколения детей (у игры недетский рейтинг, но кого и когда это останавливало?), которые вряд ли знают и, по большей части, не должны знать о таком явлении в кинематографе как «Догма 95» – манифесте, сформулированным в середине девяностых великим датским режиссёром Ларсом фон Триером («Танцующая в темноте», «Догвилль», «Антихрист») и радикально изменившем современное кино. Согласно правилам «Догмы», кино должно быть снято исключительно ручной камерой, без профессионального освещения, без закадровой музыки (разрешена только внутрикадровая, т. е. звучащая из реального источника звука — телевизора, радиоприёмника и т. п.), без специально построенных декораций; сюжет обязан разворачиваться здесь и сейчас.

Естественно, создавая кинематографическую игру, было бы большим преступлением со стороны IO Interactive проигнорировать родной кинематограф, но позаимствовав у Ларса фон Триера форму, за атмосферой и содержанием студия обратилась к работам другого земляка, Николаса Виндинг Рёфна, режиссёра криминальной трилогии «Пушер» (трилогия Рёфна формально не относится к движению «Догма 95», но эксплуатирует многие его идеи). В оригинальной Kane & Lynch: Dead Men IO Interactive лишь прибегла к помощи персональных композиторов Рёфна, а в Dog Days от музыки в привычном понимании пришлось избавиться. Зато виртуальные декорации и сюжетные детали были одолжены в займы на безвозмездной основе. Как и маргинальные герои «Пушеров», Кейн и Линч оказываются в безвыходной ситуации и пребывают в полном отчаянии, а все дела решают особо жестоким образом. Раскрывать дальнейшие подробности – значит портить впечатления от игры или просмотра фильмов. Но когда Линч, стоя в чёрных трусах спиной к зрителю, спускает малу нужду (в дебютном трейлере игры), пародируя аналогичную сцену из второго «Пушера» с участием Мэдса Миккельсена – никаких сомнений относительно источников вдохновения быть уже просто не может.

Звезда немецкой industrial-сцены Мона Мур, экстравагантная певица, композитор и саунд-дизайнер из Берлина – неожиданная и интересная находка в условиях, когда прославленный за счёт игр IO Interactive Джеспер Кид не смог принять участие в судьбе проекта (слишком плотный график композитора? Чересчур низкий бюджет на саундтрек?). То, что создала для игры Мона, не музыка, а индустриально-террористический звуковой коллаж, причём идеальный для игры со столь тяжёлой атмосферой. Вытаскивать босса из горящего автомобиля приходится под пронзительно завывающие аналоговые синтезаторы, отдающиеся свистом в ушах, а в особо сложных перестрелках звучат гитарные слои экс-участника KMFDM и давнего коллаборатора Моны, Эна Эша. Но чаще всего придётся слышать электрические шумы трансформаторных будок, городской гул, неприятно скрежещущие металлические конструкции портовых доков и прочий звуковой мусор. Вероятно, что-то из этого явно понравится сумасшедшим фанатам игры. Им я смело рекомендую саундтрек Моны к пост-апокалиптическому военному экшену Velvet Assassin, он имеет много общего с Dog Days, пусть и менее деструктивен.

В Kane & Lynch 2: Dog Days явно не хватает так называемого музыкального брендинга, каких-то, пусть немногочисленных, но ярких мелодий как для рекламных роликов, так и для вступительных титров, меню и ключевых моментов игры. Все мы помним удачную находку первой части с приглашёнными гитаристами и музыкой для трейлера, которая запала в душу тысячам геймерам. Вместо таких музыкальных фишек в Dog Days мы имеем звучащую в финальных титрах поп-песенку, записанную музыкантами из Dynamedion и исполненную какой-то слащавой китайской вокалисткой. Песня, конечно, приходится в тему, но слишком несерьёзна и сиюминутна. Это не душевная баллада Late Goodbye из Max Payne 2: The Fall of Max Payne и тем более не вечный хит Still Alive из Portal. Это просто песня, для галочки. Но это и не важно: IO Interactive сломали аудиовизуальные стандарты пусть и довольно противоречивым методом. Одно ясно – второй такой игры не будет. Вероятно, даже от самой IO Interactive. Тогда что?

Pasya, специально для Game-OST.ru