Обитаемый Остров: фильм первый


Братья Стругацкие не отделимы друг от друга, они как братья Коэн от литературы. Пока Стругацкие работали над книгами вдвоём, русская фантастика обогатилась сильнейшими произведениями, которые, в свою очередь, обогатили кинорежиссёров и создателей видеоигр. Когда умер Аркадий, всё сразу стало на свои места: самостоятельные попытки Бориса писать оказались пустыми и никому не нужными. В этом смысле помощника не хватает и Фёдору Бондарчуку, актёру талантливому, но режиссёру слабому. Амбиции помогли ему снять самый дорогой в России фантастический фильм, однако отсутствие вкуса помешало снять его лучше, чем это умели в СССР.

Недоумение возникает уже на первых секундах просмотра «Обитаемого Острова», во время вступительных титров, когда космическое судно главного героя попадает в облако астероидов – хоть раз видевшие безупречную картину «Империя наносит ответный удар» поймут весь трагизм ситуации: так неестественно нарисовать космос мог только подросток, осваивающий азы трёхмерного моделирования. Примерно также обстоят дела с наспех нарисованными компьютерными бекграундами планеты Саракш, на средних планах особо сильно контрастирующими с декорациями. Поймите меня правильно, но фильм с бюджетом в сорок миллионов долларов будут оценивать в первую очередь по внешнему виду; звёздный актёрский состав, актуальный политический подтекст и бережное отношение к первоисточнику – всё это теряет смысл, когда попадает в руки клипмейкеру.

Бондарчук не даёт ни секунды на размышление (здёсь всё же есть эпизоды с сильными монологами, как, например, сцена допроса) и диким темпом скачет от одного жанра к другому, как это делал Нил Маршалл в «Судном Дне» (смотреть его было приятнее хотя бы из-за героини Роны Митры, в «Обитаемом Острове» же московский студент Максим вызывает лишь раздражение; один Петя Фёдоров крутой). Все мыслимые и немыслимые киноштампы использованы, все модные технологии задействованы: рваный монтаж, постоянно движущаяся камера (в редкие моменты крупный планом показывающая особо колоритных персонажей), цветокоррекция всех цветов радуги.

При этом пафос, которым было пропитано производство фильма, не знает границ: авторы «Обитаемого Острова» за пол миллиона долларов арендовали гитары The Police, The Beatles, The Rolling Stones, Black Sabbath и Led Zeppelin и даже пытались привлечь к работе известного композитора Ханса Циммера (тот, недолго думая, отказался). При таких возможностях один только саундтрек мог бы стать выдающимся. Парадоксально, но ни одной гитары в фильме так и не прозвучало (в одном месте, правда, играл хард-роковый фрагмент, в котором предполагаемые гитары заглушала барабанная установка). Добавим к этому плохо сведённый звук (военная техника в пиковые моменты убивает музыку, голоса и прочий звук разом), бюджетную стилизацию под саундтрек «Гладиатора» (героическая оркестровка для баталий и дудук как атрибут вселенской грусти) и получим типичный российский продукт – пёстрый и дешёвый.

Другое дело, что такие великие произведения экранизируют только по большим праздникам, так что коммерческий успех картины, безусловно, положительно повлияет на будущее нашего кинематографа, и заодно даст Бандарчуку шанс учесть ошибки и лучше подготовиться к непредвиденным ситуациям; а уж финансовый кризис, я уверен, не даст безнаказанно распиливать колоссальные бюджеты. В запасе у Бандарчука ещё окончание истории, которое, хочется верить, выйдет эффектней фильма первого. Но, как говорил Странник, «Впрочем, посмотрим».

PS: забыл рассказать, в "Обитаемом Острове" есть ещё другой интересный момент есть — такой мрачный-мрачный саунд-дизайн на протяжении всего фильма. Еффект создаётся пиздец комический — Бондарчук в фиолетовом платье со стразами весь такой из себя строгий и устрашающий, а фоном страшный-страшный звук идёт — специально на тот случай, если глядя на Бондарчука на смех пробирает.

В сети сейчас много интервью с создателями картины, но в Афише самое мощное, объясняющее, в частности,  некоторые моменты про политический подтекст и графику: http://www.afisha.ru/article/4805/

— Вы же знаете, наверное… У вас там первые минут 10, про космос, — людям, которые их рисовали, руки бы оторвать.

— Рома, не поверите, это единственное, что сделали американцы. Халтура жуткая — я, честно, как увидел, хотел просто съездить и отп…дить, они нас подставили страшно, обидно так… Ребята в Москве за две недели переделали там два кадра нормально, на большее уже времени не было. Будем для международной версии вычищать все это, конечно.