Splinter Cell: Double Agent Original Soundtrack

Двойные стандарты третьего эшелона

Шпионский сериал Splinter Cell никогда не претендовал на оригинальность и являлся лишь обновлённым клоном исконно консольной Syphon Filter, которая, в свою очередь, многое позаимствовала у Metal Gear Solid. Долго продержаться на вторичности предсказуемо не удалось, и к третьей части Splinter Cell совсем зачах и остановился в развитии, однако расцвёл в музыкальном плане: написать саундтрек пригласили всемирно-известного электронщика Амона Тобина, который, на радостях, изменил электронике с живыми музыкантами. Именно эту музыкальную линию продолжил гнуть другой гражданин Канады, Майкл МакКанн (более известный под псевдонимом Behavior), которому доверили следующую после Chaos Theory часть серии – Double Agent. Здесь как раз наступил долгожданный баланс, когда и игра вышла неплохая, и музыка удалась на славу. Причём работу как Тобина, так и МакКанна можно смело зачислять в разряд уникальных для игровой индустрии.

После знаменитой темы «Джеймса Бонда» гитара стала очень популярным атрибутом шпионских опусов. Она использовалась почти во всех композициях «Теории Хаоса» и не обошла стороной «Двойного Агента». Но если гитара Тобина лишь помогала зубодробительный ударным нагнетать страсти в The Lighthouse (формально заглавной композиции «Теории Хаоса»), то в теме «Двойного Агента» она стала ведущим инструментом, а насладиться каждым её аккордом позволил размеренный темп композиции и минималистический звуковой дизайн, состоящий в основном из шумов и приглушённых ударных. Различные шумы, коими умышленно загрязнена музыка «Двойного Агента» — важное требование, поставленное перед композитором звуковым подразделением Ubisoft. Желание отказаться от цифрового звука в пользу более тёплого аналогового ещё больше отличает саундтрек этой игры от многих и многих других.

Вслед за аналоговым звучанием, вторым важным элементом музыки Майкла является повсеместное использование электроакустической гитары и в целом акустическое, лишённое посторонних инструментов музыкальное полотно. Если музыка Амона была просто таки перегружена обилием инструментов и эффектов, то у Майкла отчётливо различима каждая нотка, каждый стук и каждый скрип, отчего его музыка становится более доступной и понятной. И в тоже время более кинематографичной и, подстать игре, драматичной. Действие «Двойного Агента» разворачивается в разных частях земного шара, поэтому Майкл пытался избежать связанного с этим кино-штампа, когда стиль подстраивается под музыкальную культуру стран, куда нелёгкая судьба заносит секретного агента. Майкл считает, что музыкальное сопровождение должно следовать сюжету, помогать раскрывать характеры персонажей, поэтому нет ничего удивительного, если в шанхайской теме слушатель не обнаружит этнических инструментов. Единственным исключением является африканский уровень (Киншаса), где по сюжету идёт гражданская война, и в музыке нужно было отразить этнический конфликт.

Саундтрек «Двойного Агента» один из немногих, с которым случилась интересная оказия: в PC, Xbox 360 и PS3 версии игры попали расширенные десятиминутные версии экшн-треков, которыми были обделены упрощённые версии игры для PS2 и Wii. В тоже время младшие консоли могли похвастаться наличием расширенных фоновых тем, которых не оказалось в основных вариантах. И пока народ усердно выковыривал и собирал по кусочкам недостающие треки то оттуда то отсюда, прошло без малого два года. За это время промо композиции, легально размещённые на сайте композитора, скачали более миллиона раз (если бы музыка была бы выпущена официально и продалась бы таким тиражом, то альбом получил бы как минимум статус платинового)! Это подчёркивало небывалый интерес к саундтреку (как и к многим другим неизданным саундтрекам из игр студии Ubisoft) и доказывало: компания в очередной раз упустила шанс заработать ещё немного денег и заодно сделать приятное игрокам. Но что поделать, ведь миром правят деньги, и когда издатель игры не видит выгоды в выпуске саундтрека, он игнорирует все просьбы поклонников. Ценность к саундтреку, между тем, только усиливается. Быть может когда-нибудь Ubisoft всё же подготовит официальный релиз, и мы, возможно, снисходительно замолвим о нём пару слов. Пока же приготовьтесь к краткому экскурсу в пятичасовой музыкальный мир Splinter Cell: Double Agent.

Снежная исландская тема, открывающая новое приключение Сэма Фишера, выделяется на фоне других доминирующим вокалом канадской фолк певицы Андреи Рэвел. Гитара же здесь звучит подобно типичной композиции Густаво Сантаолаллы, одного из любимых кинокомпозиторов Майкла. Экшн-секвенция Исландии преподносит слушателю сёрф-роковые гитарные рифы, жирный бас, скрипичные кинематографичные мотивы с лязгающими металлическими звуками, а также живые акустические барабаны, использующиеся в саундтреке повсеместно (за ударной установкой сидел друг Майкла, виртуозный барабанщик Скотт Рассел). Экшн-треки в «Двойном Агенте» наверное самые продолжительные в истории игровой музыки, от десяти и до двадцати минут длиной; сказать что-то новое про каждый из них довольно сложно: они сконструированы ровно по одному и тому же принципу, однако все они в равной степени прекрасны и отличаются мелодикой электрогитары и ритмами ударных.

Атмосфера тюрьмы Канзаса складывается из эмбиентовых женских вокалов, гулких ударных, скрипки (мотивы которой местами напоминают грустные нотки Max Payne 2), а также различных гитарных эффектов, в том числе таких, которые возникают, когда по струнам проводят не предназначенными для этого предметами. Эта тема больше всего близка заглавной композиции, а её экшн-составляющая напоминает оную из миссии в Исландии. Холодный ветер Охотского моря несёт за собой звуки нежной акустической гитары и пустынного, порой едва уловимого саун-дизайна, а музыкальный ландшафт Шанхая, вопреки концепции «живого» саундтрека, целиком и полностью выстроен на электронном мотиве песни Angel трип-хоп коллектива Massive Attack (любимая группа в Ubisoft). Трип-хоп вообще очень сильно повлиял на формирование музыкального стиля «Двойного Агента». Так, например, трек для мексиканского острова Козумел был написан под впечатлением от творчества Portishead.

Влияния великого музыканта Брайана Ино и кинокомпозитора Джона Мёрфи чётко прослеживаются в стоящей особняком нью-йоркской музыкальной теме, одной из самых медленных и красивых. Её тягучий, неторопливый бэкграунд мягко расстилается под покровом ночи, ночи, чьё спокойствие нарушают лишь три святящихся глаза очков ночного видения агента Сэма Фишера.

http://game-ost.ru/albums/786/splinter_cell_double_agent,_tom_clancy’s/