Unreal Tournament 3

Грек и датчанин зажигают огни

Двадцать лет назад видеоигры были примитивны до безобразия. Примитивной была и музыка в них: сначала это были глупые попискивания динамиков, чуть позже — галлюциногенные мелодии, синтезируемые музыкальными чипами консолей NES и Sega Genesis (к музыкальной начинке последней приложилась небезызвестная Yamaha). В начале 90-х игры подросли в техническом плане и научились проигрывать музыку в привычном понимании этого слова. Росли бюджеты, поэтому композиторы всё чаще и чаще стали обращаться к живому симфоническому звучанию. Джереми Соул и Нэтан МакКри стали первопроходцами в области первых оркестровых саундтреков для игр, их начинания подхватили другие композиторы, и тут всё закружилось и завертелось. Симфоническое звучание начало уверенно вытеснять электронную музыку. К 2007 году эта тенденция приняла грандиозный размах: большинство саундтреков в современных играх записаны при участии оркестров, а электронная музыка стала чем-то вроде диковинки, как в своё время оркестровая.

Unreal почти всегда оставалась верна своим электронным корням, потому и запала в душу миллионам. Над саундтреками к двум первым играм серии — Unreal и Unreal Tournament — вышедших в 1998 и 1999 году соответственно, работали совсем не простые композиторы, а личности легендарные: важнейшие на PC-демосцене трекерщики Александр Брендон (Siren) ,Майкл Ван Ден Бос (M.C.A.)Дэн Грэндрей (Basehead)Эндрю Сега (Necros) и Питер Хальба (Skaven). Ошеломляющий успех Unreal так вообще воздвиг этих товарищей в культ. С саундтреком Unreal Tournament 3 ситуация схожая, ведь его сочиняли композиторы выдающиеся: ветеран Need For Speed музыки и человек с красивым греческим именем Ром ди Приско, а также Джеспер Кид, бессменный композитор сериала Hitman и в прошлом культовый трекерщик на демосцене.

Ром ди Приско и Джеспер Кид — совершенно новые герои для данного франчайза. Ди Приско фактически был в тени с 2002 года, после того как Electronic Arts отказались от записи оригинальной музыки для Need for Speed и начали лицензировать для своей гоночной аркады кучу всякого музыкального барахла. Кид, наоборот, пребывал и пребывает на пике своей карьеры. Разрываясь между несколькими проектами класса AAA, он уделил игре совсем мало времени и написал всего семь композиций. Ехидно потирая ладоши, ди Приско взял всё под свой контроль: из-под его «пера» вышло тридцать треков, двадцать четыре из которых вошли в финальную версию игры и альбом.

Несмотря на то, что Ром проделал титанический труд, его музыка — это во многом повторение уже пройденного без намёка на оригинальность: биг-бит, брейк-бит, прогрессив транс, D&B, индастриал и холодный синтетический звук в качестве бэкграунда. Где мы только такое не слышали. На ум сразу же приходят культовые электронные дуэты The Chemical Brothers и The Crystal Method. Как раз в этом месте слушателю необходимо ударить себя по лбу, имитируя прозрение свыше. Хотите мы с лёгкостью покажем сей жест на себе? (Обозреватель роняет ручку из рук и хлопает себя по лбу. Нет, гораздо красочнее будет, если он ударится головой о клавиатуру. Не суть важно). Вот оно, озарение! Всё дело в том, что The Chemical Brothers и The Crystal Method — мейнстримовые исполнители, и ничего на них похожего в игровой музыке попросту нет. Ну, по крайней мере, не было до настоящего момента. Хотя, если поразмыслить, можно вспомнить шведа Тобиаса Энхауса с его ударной музыкальной дорожкой для The Matrix: Path of Neo, на которой он переиграл, скажем, с теми же The Crystal Method, а в придачу ещё и с Амоном ТобиномJuno ReactorJunkie XLPhotekи Meat Beat Manifesto. Внушает доверие, не так ли? Но это было давно и забылось как-то слишком быстро. Надеемся, UT3 не канет в вечность.

Три года назад, когда ди Приско был вовлечён в проект, он написал гоа/псай транс композиции. Но они плохо сочетались со стилем игры, поэтому композитор решил сделать акцент на ломаные ритмы. Он действительно очень хорошо уловил настроение UT, этого футуристического месива. На ди Приско лежала огромнейшая ответственность перед фанатами игры. Здесь мало было создать просто качественную музыку, нужно было в первую очередь сохранить музыкальную атмосферу ранних игр. Не будем утаивать — он выложился на полную катушку, чтобы оправдать все мыслимые и немыслимые надежды. Ради поддержания атмосферы, Ром прибегнул к нескольким хитростям. Например, сделал римейки некоторых культовых трекерных тем из Unreal Tournament (в количестве семь штук). Причём не просто сделал, а воссоздал со скрупулёзностью. Ди Приско разобрал старые треки и заменил в них оригинальные сэмплы на более современные. А потом собрал всё обратно, подобно реставратору архитектурных памятников.

Именно поэтому старые темы зазвучали как никогда лучше. Так что теперь его можно называть не иначе как королём римейков Unreal. Его версии звучат нотка в нотку c оригиналами, с учётом каждой мельчайшей детали. Это фантастика! Для создания уникальной атмосферы были проделаны и другие манипуляции: ди Приско задействовал те самые старые сэмплы оригинальных тем в своих собственных (не римейках). Это своеобразные пасхальные яйца (easter egg), которое сложно обнаружить при первом прослушивании музыки, но которые связывают тонкой нитью старое и новое. И, наконец, обкатка мелодий происходила не только в самой UT3, но и во всех предыдущих играх серии, чтобы уж удостоверится, что всё звучит как надо.

Всё же ди Приско — это, если можно так выразится, бюджетная версия выше обозначенных электронщиков. Подстраиваясь под требования аудио-директора, он не мог позволить себе какие-то вольности в музыке. Именно поэтому все композиции звучат абсолютно одинаково, в одном ключе. Пусть очень бодро и ярко, но без изюминки. В паре треков он прибегает к женскому вокалу, но этого оказывается слишком мало, чтобы добавить разнообразия. Ди Приско явно схалтурил с ударными — во всех треках использовал один и тот же набор звуков. Страдает и композиция: всё здесь написано по шаблону «лёгкое вступление с переходом в агрессивное рубилово». Право же, это немного скучно. При этом, его музыка универсальна, что понравится довольно широкой аудитории. Под композиции Рома хорошо не только отстреливать друзей в UT3, но и погонять с ветерком во всё той же Need For Speed. А Mekalopolis и Foregone Destructionприглянутся любителям киберпанка. И кроме всего прочего, эта музыка — оригинальная находка для диджея — как говорится, хозяйке на заметку.

Джеспер Кид не стал изобретать для UT3 какой-то новый стиль, всего лишь подстроился под коллегу. Но его треки — это всё равно глоток свежего воздуха. Фирменные составляющие музыки Кида всё ещё при нём: многослойные ударные, многочисленные скрежеты и грохочущие звуки, словом, полный хаос. В треке Robo Mall вообще использовано попискивание каких-то резиновых игрушек — неужели, резиновый утёнок из Hitman: Blood Money? Кид явно хотел повторить успех собственного концептуального саундтрека к Robotech: Invasion, записанного преимущественно на основе ударных инструментов и хора. Об этом свидетельствует самая мрачная в UT3 композиция Necris Attacks, которая является переработкой The Invid Attacks. Но до Robotech: Invasion музыке из UT3 очень далеко.

Непонятно, зачем нужно было запихивать на второй диск по две версии Necris Attacks и Outpost (короткую и расширенную). Вполне логично было включить в альбом парочку треков Кевина Рипла. Мы не упоминали его, так как его музыка не попала на диск. Он написал двадцать минут оркестровой музыки для сюжетных видеороликов и три электронные композиции (двенадцать минут) для игры. В предыдущих сериях он играл ключевую роль в саундтреках и, видимо, немного поднадоел разработчикам игры. А вполне вероятно, был занят саундтреком к Gears of War — другому футуристическому боевику от той же с Epic Games (Джеспер Кид, между прочим, писал музыку для прототипа Gears of War. В последствии те треки использовались для презентационного ролика Unreal Engine 3.0). С другой стороны, Кевин Рипл обещал выложить всю свою музыку для свободного скачивания, так что конечный потребитель ничего не теряет.

В завершении рассказа хочется сказать о главном, о продолжительности альбома. Epic Games не зря придумала себе такое название: если студия и делает что-то, то делает очень дорого и с нереальным размахом. Так вот, Unreal Tournament III: The Soundtrack — это целых сто пятьдесят минут музыки (два с половиной часа, если вам так удобнее), два диска, забитых по самое не хочу. Прослушать это одним разом проблемно: опыт показывает, что внимание слушателя начинает рассеиваться к концу первого получаса. Впрочем, оно может быть и к лучшему — удовольствие можно будет растянуть.

Game-OST