Red Steel

 Как закалялась сталь

Стилизация – явление интересное и весьма актуальное, особенно, когда речь заходит об индустрии видеоигр, индустрии сравнительно молодой. Свежих идей в играх было и остаётся крайне мало, а если таковые и появляются, то зачастую оказываются непонятыми у масс. А так как игровая индустрия развлечение массовое, то каждая разработка связана с серьёзными финансовыми рисками, поэтому разработчики и издатели игр всегда идут по пути наименьшего сопротивления. Они либо покупают права на создание игр по мотивам популярных фильмов, чтобы гарантировано отхватить кусочек огромной аудитории того или иного кино-хита, либо, когда финансы не позволяют дорогостоящей лицензии, стилизуют свою игру под нашумевший фильм, сделав незначительные отличия (чтобы правообладатели не засудили).

Так происходит везде и всегда. Так, например, прошлогодняя космическая эпопея Mass Effect целиком и полностью стилизована под знаменитый научно-фантастический сериал Star Trek, а её саундтрек черпает вдохновение в старых фантастических фильмах, озвученных преимущественно атмосферными аналоговыми синтезаторами. Нужно только не забывать, что стилизация – это всего лишь подражание чему-то, будь это фильм, музыкальный или даже архитектурный стиль, это отчасти переосмысление старого на новый лад. Стилизация, какой бы мастерской она не была, никогда не заменит оригинал. Саундтрек Mass Effect никогда не станет классикой игровой музыки, он полностью вторичен и, мягко говоря, простоват. Но всё равно он ещё некоторое время будет в нашей памяти, ведь среди других игр у него конкурентов нет, во всяком случае, пока нет .

Red Steel, самурайская сага в декорациях современного Токио, пришла к нам из другой оперы, но как и Mass Effect, не принесла ничего принципиально нового, лишь позаимствовав основные идеи у картины Kill Bill Квентина Тарантино. Написание саундтрека к Red Steel правильнее было поручить азиатскому, а не американскому композитору. Именно с подобной установкой и надо подходить к разбору любого стилизированного произведения. Ведь там, где американец может воспроизвести форму какого-либо из традиционных музыкальных стилей Японии (или любой другой страны), то передать дух, настроение музыки, ему не по силам. Получается такая неуклюжая пародия, в зависимости от таланта инородного композитора, жалкая или смешная. Благо, что сама игра Red Steel – дешёвая и несерьёзная поделка для малолетних, так что спрос с её музыки невелик. Том Салта, композитор Red Steel, не замахивался на Великих, всё равно ведь не по зубам. Он лишь взял самую примитивную основу японской музыкальной культуры, барабаны тайко, и замесил её со всем тем, что, как ему казалось, передаёт настроение игры: лаунж, хип-хоп, рок, брейк-бит, джангл, техно.

В итоге получилось несколько крайне удачных, ярких и запоминающихся этно-электронных тем с некоторой долей скрипичных и женских хоровых партий, помноженных на превосходящие их по количеству коротенькие пьесы, разбросанные по всему диску. Эти пьесы здесь разве что для вида, для демонстрации того, что Салта композитор универсальный: он j-pop и j-rock сварганить может, и даже евро-диско, если требуется. Остаётся впечатление, что ты слушаешь даже не саундтрек, а демо-диск композитора. Надо признаться, как демо-диск, Red Steel скомпилирован выше всяких похвал: у заказчика глаза разбегутся от возможностей Салты. Более того, тут все треки выстроены в правильно порядке, цельность музыкальной палитры не нарушается. Но за всем этим сборником сэмплов теряется художественная ценность: слишком много всего и в то же время нечего слушать. Поэтому детально рассматривать каждый трек не имеет смысла, но вот если пройтись по верхам, нетрудно выцедить пристойные композиции.

Самый яркий здесь первый трек, Tokai San, начинается на грустной нотке духовых и струнных инструментов и на двадцатой секунде обрушивается на слушателя лавиной пафосной перкуссии, хора и роковых запилов. С композиционной точки зрения на Tokai San похожа другая драйвовая песня, Meet the Yakuzas. Вступление в ней растянуто ровно на половину всей длины, зато накала страстей здесь не занимать. К сожалению, ничего похожего на эти хоровые треки дальше не предвидится, разве что только их вариации: медленные (Patchinko) или мрачные (Shiba Financial Group), но те же самые. Если хотя бы большинство композиций из Red Steel могли похвастаться продолжительностью в три-четыре минуты, а не две, саундтрек растянулся бы на пару дисков и как следствие имел бы большую ценность. Потенциал у него был: любая композиция с гитарой рождает ассоциации с легендарной Fighting Force, любой ударный электронный трек отдаёт воспоминаниями от Killer 7, которая, если бы имела меньше музыки, чем имеет, заслуживала бы примерно тех же слов, что и Red Steel.

Pasya, специально для Game-OST 

Хм, если Том Салта выбил у Ubi Soft разрешение на издание саундтрека к Red Steel, то почему Майклу зажали Splinter Cell Double Agent? Во дают!